«Психопатологии» в этой статье — обыденное отклонение, механизм психики, который у конкретного человека может быть развит или нет. Данное слово было мной выбрано для того, чтобы подчеркнуть аспект страдательности происходящего для носителя, а часто и его близких. «Механизм» — это не «дефект личности». Это то, что можно внутри себя обнаружить, и затем либо модифицировать, либо лишить подпитки, либо оставить как есть, если подходит градус испытываемого и доставляемого неудобства.
До того, как перейду к конкретным описаниям и обсуждению, обозначу суть проблемы и задам вам несколько вопросов на исследование того, как вы сами с этим обходитесь.
Есть такие процессы, в которых можно участвовать, а можно не участвовать. На своё усмотрение. (Нравится путешествовать, берешь путевку на время отпуска; не нравится — остаешься дома, занимаешься своими делами). Если хочешь не ввязываться, никаких проблем от этого не наступит. А есть такие процессы, в которых не участвовать и не иметь последствий не получится в любом случае. И желания, на мой взгляд, — яркий пример. Нравится или не нравится «копаться» в своих и чужих желаниях, но эта тема ни с той, так с другой стороны, подстережет. Пока не будет найден устойчивый, удовлетворяющий и работающий (!*) способ отношения к проблеме.
* Если ваша стратегия вам нравится — хорошо звучит, соответствует важным ценностям и представлениям — но не работает, то она не может быть более, чем способом отложить разбирательство с затруднением.
Желания других людей
Представьте, что к вам пришла любимая подруга (или друг) и рассказывает, как она не может чего-то добиться, или, что чего-то важного в её жизни не имеется, но ей так этого хочется, прям, очень сильно хочется. Еще чаще можно услышать даже не прямой запрос «нету, а хочу» или «пробую, но не получается», а обтекаемое размышление на тему, из которого однако явственно следует, что рассказчик нечто очень хочет и получить не может.
Так или иначе, теперь вы вынуждены как-то с этим обходиться — проигнорировать, посочувствовать, не придать значение высказываемому, как не требующему реакции, попробовать сменить тему или вовлечься в «помощь» действием и словом (попытаться дать совет или напутствие по добыванию надобного, поделиться своими убеждениями, полезной литературой и стратегиями борьбы, просто постараться подбодрить или отвлечь).
Нам постоянно приходится сталкиваться с желаниями других людей и выбирать способы на них реагировать.
Собственные желания
Теперь давайте обратимся к себе — как мы обращаемся со своими желаниями.
Если вы спросите себя:
- «в какие сферы жизни я включен?» (куда инвестирую свои время, силы, навыки и внимание; рекомендую отметить все, занимающее более двух часов в неделю),
- «какова в каждой из них моя доминирующая потребность, основное текущее хотение?»,
- «каким именно способом я эти хотения воплощаю или не воплощаю, как с ними обхожусь в плане своих поступков и мыслей»,
И вам будет легко ответить на эти вопросы, значит ваша осознанность и рефлексия по поводу хотя бы части своих желаний довольно высока. Если вам понравится содержание получившихся ответов, как заслуживающее одобрения, то у вас имеется и запас само-принятия в этой сфере. «Зато» вы не застрахованы от того, что вас могут глубоко удивить или даже задеть окружающие своими способами обращаться с собственными желаниями, вовлекая в специфического рода взаимодействие.
Но могло оказаться сложным находить ответы; или любая формулировка, только зародившись, казалась не подходящей или вызывала бурную внутреннюю дискуссию, а сами вопросы — эмоциональный дискомфорт и желание обратиться мыслями в другую сторону. Возможно, по мере озвучивания ответов, появлялось желание обвинять, попрекать себя в чем-то (недостаточности промежуточных достижений в разных нишах, не доведении начатого до конца и прочее) или меня, например, в странности и бесполезности придуманных вопросов.
По мере описания «психопатологий», я буду отмечать возможный при этом механизме, способ ответа на три вышеперечисленных вопроса.