Данная статья является иллюстрацией случая из психологической практики, выполненного методом психодрамы. Психодраматическая постановка это такое действо, которое организуется психологом для того, чтобы клиент (протагонист) мог исследовать свои чувства такими, какие они есть, в отношении значимой для него ситуации. Для этого используются вспомогательные персонажи — альтерэго главного героя. В данном случае это фигура, олицетворяющая женский род, муж и дубли этих персонажей. Иногда психолог или участники постановки, выбранные на роли, могут говорить что-то «от себя», дублируя высказывания предписанные протагонистом, чтобы способствовать развитию внутреннего процесса клиента.
Психодраматическая постановка — по сути это процесс экстериоризации внутреннего мира человека через его проигрывание на сцене с участием себя, реальных людей и психолога. Это позволяет с одной стороны глубже осознать свои чувства, а с другой, получить видение ситуации из другой позиции в ходе обмена ролями.
Возвращаясь к заявленной теме — можно ли простить измену — ответ героини, который она нашла для себя в своей работе, конечно, не единственный возможный. И каждый следующий человек пришел бы к своему уникальному выводу, если бы проделал подобную работу.
Футуропрактика «Смерть Предателям»
Автор — Нифонт Долгополов — фрагмент книги «Футуропрактика, танцы с будущим»
Девушка «М» плачет неукротимо.
«Плачу про предательство… Мне изменил муж. Когда я была беременна, он изменил мне с подругой. Сейчас муж пытается все поправить, но я не могу его простить… Я его люблю и мне ужасно больно…»
Я (ведущий постановки, директор) ставлю в круг стул для нее и для мужа. И прошу ее выбрать кого-нибудь на роль мужа.
Прошу ее выбрать еще одну стоящую фигуру — «важную фигуру Женского Рода». Она выбирает «Л» Я даю «Л» одну реплику: «Ты не должна его прощать!». Она со вкусом повторяет ее.
Ведущий: «Что ты отвечаешь ей?»
М: «Да, я не должна прощать. Это задело мое женское самолюбие и достоинство…»
Л: «Ты должна отомстить ему! Ему нет прощения!».
М: «Да, это так».
Л: «Ты не прощаешь его?»
М: «Нет…»
Итак, обе договорились о непрощении…
Л: «Тогда ты должна убить его! Или простить или убить».
М: «(Растерянно) Я не могу…»
Я спрашиваю ее в роли Женского Рода: «Что ты ей скажешь?»
— «Убей его!».
Обмен ролями. «Л» опрокидывает стул, обозначая смерть.
Л: «Он должен умереть!»
М: «Это тебе за ту боль, которую ты мне принес»
М (поверженному мужу) «Я не могу простить. Как ты мог?!».
Обмен ролями. «М» сама поднимает его стул, то есть воскрешает после убийства. Для диалога.
«М» из роли Мужа: «Я не вижу это как предательство — обычная нормальная ситуация… Ты была отчужденная от меня. Без чувств. Я не знал, что это принесет тебе столько боли. Я как дубль мужа: «Неправда — я хотел вызвать твои чувства… возможно через боль!»
«М» из роли Мужа: «Но сейчас я с тобой и хочу быть вместе…»
«М» в своей роли: «Я тоже люблю тебя… Но я не могу быть с тобой вместе…»
Обмен ролями.
«М» из роли Мужа: «Мне очень нужны были твои чувства. Прости меня. Ты действительно нужна мне. Я сейчас понимаю это…»
Обмен.
М: «Я тоже люблю тебя. Я пыталась отомстить тебе, тоже изменив. Но все не получалось. Я действительно нуждаюсь в тебе…»
Я: «Ты готова простить его?»
М: «Да…»
Обмен ролями с «Л».
Я: «Ты, Женский Род, как ты относишься к ее решению простить его?»
«Л» (не так уверенно): «Ты не должна этого делать. У нас есть правила. Мы боимся за тебя. Эти правила охраняют нас и тебя».
М: «Мне надоело быть правильной и подчиняться вашим правилам. Быть хорошей дочерью, учиться хорошо. Быть хорошей женой. Мстящей женщиной, которая мстит за весь женский род. Я просто хочу быть счастливой».
Обмен ролями с «Л»: «Но как же ты будешь жить? Ты бог знает, что натворишь… Нам страшно за тебя».
Обмен ролями.
Я: «Ты берешь ответственность за свою жизнь?»
М: «Да, я беру… Сама буду выбирать. Я буду слушать ваши правила, но буду решать сама».
Л: «Ты уверена в себе и что тебе удастся прожить без этих правил?»
М: «Я уверена» (голос действительно уверенный и звонкий — у нее всю неделю был тихий голос).
Я: «Успокой их страх!».
М: «Все будет хорошо!»
Я: «Чем ты завершаешь?»
«М» обнимается с Мужем и с Женским Родом. «М» счастливая и довольная — группа потрясена ее изменением — она буквально светится…
М: «У меня прорезался голос, я неделю как потеряла его…»