Терапевтические группы в 2024 году: узнать больше.

«Живой» клиент

«До чего же я люблю живых клиентов! «Живые» — это которые приходят неизвестно откуда, без всякой рекомендации и без всякого представления о психотерапии. Спрашивают строго: «Почему так дорого?». Или: «А почему один час?». Или: «А когда поможет ваш совет?»

21 Июня, 2014 года

«До чего же я люблю живых клиентов! «Живые» — это которые приходят неизвестно откуда, без всякой рекомендации и без всякого представления о психотерапии. Спрашивают строго: «Почему так дорого?» Или: «А почему один час?» Или: «А когда поможет ваш совет?» В общем «живые» — это те незамороченные люди, которые не находятся под гипнозом верований, что психотерапия помогает, но с другой стороны знают, что есть такая специальность и, возможно, им психотерапевт чем-то и поможет.

Но вот сегодня появился он… Вершина психотерапевтического творения — «живой» клиент. Мужчина примерно 28-29 лет, менеджер по продажам в какой-то крупной компании. Назовем клиента Колей. Запрос, который обсуждал Коля по телефону, был прост и понятен, как у любого живого клиента — «у меня не ладятся отношения с людьми, у меня нет отношений с женщинами, стопорится карьера.» Собственно вначале позвонила… его мама, которая и пожаловалась на трудности со своим «мальчиком». Описания трудностей у мамы и у самого «мальчика» удивительным образом совпадали.

Со мной Коля вел себя вполне бодро, коммуницировал по всем правилам преуспевающего менеджера и, собственно, не проявлял, на первый взгляд, никаких дефектов контакта. Я уже начал подумывать, что что-то здесь нечисто, но потом вспомнил, что многие даже сильно больные люди стараются поначалу произвести самое доброжелательное впечатление, и расслабился.

Вслед за мной успокоился и мой клиент и начал еще более свободно проявляться, рассказывая и про свои студенческие годы, и о том, как он живет со своими родителями, и о том , как к нему относятся женщины… В общем, только к концу сессии я понял, что же было особенного в его контакте…

Легкая или временами сильная недоброжелательность к людям. Папа — «он книжный червь и других просто не замечает». Мама — «ее можно понять — у нее климакс.» Женщины в студенческой группе — «у них только и разговоры про мужчин, которые их водили в рестораны и катали на машинах, им бы только юзать мужчин». Начальник на работе — «я так старался, а тут до меня дошли слухи, что он на меня бочку катил на совещании».

Так и подмывало меня спросить: «Ну а про меня что ты уже можешь сказать гадкого?». Но я повременил с этим и не зря. Когда я давал ему «домашнее задание» (попытаться в течение недели отыскивать, и если получится, и благодарить людей, с которыми он повседневно сталкивается, за то хорошее, что они по отношению к нему сделали), он сам ясно проявил свою недоброжелательность ко мне.

Скорчил полупрезрительный, полуснисходительный фейс, и сказал сквозь зубы и с ехидцей в голосе: «Ну и чем же этот ваш замечательный совет мне поможет?».

Я, естественно, сказал, что пока не знаю, только есть твердое предположение, что может помочь, и пока не могу прокомментировать это упражнение подробнее. На что он по-прежнему употребил недовольное выражение лица и спросил скептически: «А что, если они ничего хорошего, по-прежнему, мне не сделают?»

Я тут же с улыбкой вспомнил анекдот про клиента, который приходит к аналитику с обращением: «У меня не клеятся отношения с людьми, может, вы мне чем-нибудь можете помочь, мерзкий старикашка?!», поскольку приложение про гадкого старикашку вполне вписывалось в интонационный ряд последней фразы моего клиента.

Но не стал злоупотреблять нашими отношениями и делиться с Колей этой шуткой, и просто достал экспериментальный «туз»:

— «Тогда я попросил бы вас относиться к их нейтральным проявлениям как к доброжелательным — ведь они не делают ничего плохого — и это уже хорошо.»

Он ответил недоумением. Я спросил с 95 процентной вероятностью предсказания ответа: «Ну, вот как вы воспринимаете мое отношение к вам в течение всей сессии?»

Он почти моментально ответил: «Скорее как недоброжелательное.» ( Yes!!! 95 процентов сработали!).

— «Спасибо за честность. И из чего вы складываете это впечатление?»

— «Вы меня не хвалили, не высказывали никаких специальных одобрений…»

— «Это правда, я действительно не помню, чтобы хвалил или одобрял, но всю сессию с большим вниманием интересовался вашей жизнью, ни разу не оценил ваше поведение или мысли как неправильные, в целом выражение моего лица было нейтрально-доброжелательное.»

— «Похоже, это правда…»

— «Вот я и предлагаю вам, чтобы вы, как сейчас, из моего нейтрального отношения к вам сделали бы вывод, что я скорее отношусь к вам доброжелательно, а не наоборот, как вы привыкли полагать. Так и в жизни в своих различных взаимодействиях последили бы, как вы воспринимаете нейтрально-доброжелательное отношение к вам…»

На следующую сессию Коля пришел на удивление с мягким выражением лица. Я спросил его про домашнее задание, и была ли от него какая-то польза? Коля ответил искренне и доброжелательно: «Пользы не было, поскольку просто конфликтов на этой неделе дома и на работе почему-то не было…»

Читать также: Скажи мне, что все будет хорошо!

Статья представлена в виде эссе, описывающего случай из практики терапевта. Эссе наполнено чувствами и мыслями терапевта, его противоречиями и выборами.

Консультация психолога

Прием в Москве — метро Семеновская

ptcouns@gmail.com

+7 901 187-70-06

Записаться

Распространенные темы для работы

Задать вопрос психологу

Вы можете задать вопрос на интересующую вас тему через форму обратной связи. Примеры таких вопросов, можно увидеть в рубрике «Вопрос‑ответ». Там же в скором времени появится ответ и на ваш вопрос, копия будет отправлена на указанную электронную почту. Ответит на ваш вопрос наш небольшой коллектив психологов. Выбрать, кто именно ответит на ваш вопрос, нельзя. На текущий момент участвуют в составлении ответов Оноприкова Ольга, Баскакова Наталья, Дмитрий Бакушин. Мы постараемся ответить в течение трех суток с момента получения вопроса. В месяц нам по силам ответить только на 12 вопросов, поэтому мы отвечаем на 12 первых присланных.