Меню

Преемственность концепций в отношениях между поколениями

«… но хотя я только что сказал, что наши предки должны служить нам образцом, первым исключением из этого правила должно быть то, что мы не должны подражать их ошибкам» (Цицерон).

20 Июля, 2020 года

Когда мы пытаемся объяснить, почему конкретный человек ведет себя в разных ситуациях определенным образом, мы говорим: «ну потому что он такой\в своем репертуаре», имея ввиду: что он демонстрирует свои типичные формы взаимодействия с окружением. Такие формы взаимодействия строятся на основе когнитивных эмоциональных структур, задающих схему интерпретации наших отношений к себе, другим людям и нашему окружению. Эти когнитивные структуры называются концепциями. Мы обнаруживаем их источники и в личном опыте, и в общей истории семьи. Они уходят за пределы конкретной семейной ситуации данного человека, в историю предыдущих поколений. Для понимания положений дел конкретного человека в конкретной семье всегда необходимо знать ситуацию, существующую в родительской семье. Здесь мы сталкиваемся с бабушками, дедушками, и часто бывает важно даже погрузиться в семейную историю еще глубже и проследить симптомы, конфликты и стратегии решения.

Для чего это нужно?

1. Для осознания человеком исторического возникновения особенностей, которые, следовательно, не абсолютны, а имеют относительное значение. Многие процессы, которые при поверхностном рассмотрении получают на бытовом уровне ярлык «эндогенных», «врожденных» или «связанных с характером» ведут свое начало от семейных традиций.

2. Человек приобретает понимание механизмов, посредством которых передаются эти семейные традиции. Они являются некими не всегда осознанными «правилами игры», когда человек осознает свои концепции, он способен сомневаться, и принять решение насколько обязательными являются его семейные концепции: «изменение своего мнения — это предательство или признак слабости?», «Я должен вновь и вновь обдумать свою позицию».

Семейные и культурные концепции оказывают значительное влияние на личную идентичность. От одного поколения к другому передаются не столько материальные блага, сколько стратегии переработки конфликтов и формирования симптомов, структуры мировоззрения и структуры отношений, которые переходят от родителей к детям, изменяются и сохраняются в их развитии и вновь передаются их детям. Концепции явно или скрыто содержатся в отношениях в качестве «правил игры». Они могут быть выражены (поняты, описаны) через пословицы, поговорки и высказывания, вроде: «Покорный теленок двух маток сосет» или «Аккуратность — половина жизни». Тогда не осознавая человек может поправлять слегка косо висящую на стене картину, поднимать дома каждую пылинку и чувствовать себя комфортно только тогда, когда дом опрятен.

Итак, концепции передаются из поколения в поколение через:

— высказывания о том, как «должно быть», как нужно себя вести;

— пример жизни, согласно этому порядку, включая наказания детей или супруга за якобы неряшливость и фиксацию на этой области до тех пор, пока другие не идентифицируются с ней или не сбегут от нее.

Так ребенок в процессе усвоения замечает, как он должен себя вести и как не должен, он замечает, что хорошо и что плохо, и связывает эти конкретные концепции с образом самого себя.

Пример концепции:

Тридцатилетний клиент изводил свою семью, превращая пунктуальность в первую заповедь, а опоздание — в непростительный грех. В работе с психологом выяснилось, что он очень боялся, когда его мать не приходила домой вовремя. Он же должен был приходить домой в назначенное время, иначе мать начинала сильно беспокоиться, и наказывать ребенка за опоздание. Эта цепочка вылилась в концепцию: «Если я непунктуален, другие злятся и отвергают меня». Так в связи с семейным опытом клиент усвоил, каким он должен быть, и спроецировал это на свою семью. Таким образом, то, что ребенок усвоил, он может воплотить в своей семье, и мы должны это учитывать.

Из семейных традиций могут вырастать проблемы и задачи, которые культивируются на протяжении поколений, пока наконец кто-то не возьмет на себя труд нарушить запрет. Страхи, навязчивые ритуалы, зависимости, накладывающие на семью свой отпечаток, могут преодолеваться активным вмешательством одного из членов семьи. Вот пример:

Молодой человек взял на себя задачу освобождения семьи от ипохондрических страхов, существовавших несколько поколений. Уже во втором поколении в семье господствовали ярко выраженные признаки ипохондрии. Бабушки и дедушки были счастливы, что могут ухаживать за своими детьми и внуками. Постоянно витало полутревожное-полурадостное ожидание худших болезней. Отец отрицал собственные страхи, постоянно жил с опасением сердечных приступов. Угроза ослабевала, когда заболевала жена. Она периодически страдала депрессией и постоянно возвращавшейся боязнью рака, которая поочередно направлялась на все возможные органы. Сын, находившийся в напряженном соперничестве с отцом по-своему воплотил семейную традицию, став врачом. Во время учебы и позднее в своей практике он занимался темами, лучше всего избавляющими от тревоги, в частности неизлечимыми формами рака.

Типичной чертой психических, психосоматических, психосоциальных нарушений является несбалансированность концепций и ригидность, с которой за них держатся. Собственные концепции защищают любой ценой от угроз, исходящих от иных взглядов и концепций. Они также сочетаются с явной неспособностью терпеть отклонения от них.

Красивой иллюстрацией является исследование мозга:

Котят разделили на две группы и в первые недели жизни одним давали видеть только вертикальные линии, другим — только горизонтальные. Впоследствии кошки оказались «слепыми» к линиям на плоскости иным, чем те, что они видели в начале жизни. Окруженные вертикальными линиями «горизонтальные» животные начинали шататься и терять равновесие. То же случалось, когда «вертикальные» кошки помещались в горизонтальное окружение.

Этот результат можно сравнить с положением человека, который вырос с определенным набором концепций. В группе, имеющей другие концепции, он теряет ориентацию. Например, тот, кто выучился определенной форме вежливости в своей семье и принял ее для себя, обычно испытывает трудности столкнувшись ситуацией, где преобладают другие правила вежливости, и где он должен перестраивать собственную программу. Если у человека нет достаточных возможностей для такого приспособления, могут возникнуть проблемы в группе и проблема самооценки.

Первоначальная цель терапевтического процесса — ослабить такой перекос и открыть пациенту глаза на другие возможности. Позитивный процесс означает, что человек осознает относительность концепций и приходит к пониманию того, что иная или даже противоположная концепция несет в себе не угрозу, а расширение горизонта. Вопрос о том, что хорошо и что плохо, заменяется вопросом о том, что ведет к каким результатам, и какие предпосылки обуславливают ту или иную мифологию.

Консультация психолога

Прием в Москве — метро Семеновская

ptcouns@gmail.com

+7 901 187-70-06

Записаться

Распространенные темы для работы

Задать вопрос психологу

Вы можете задать вопрос на интересующую вас тему через форму обратной связи. Примеры таких вопросов, можно увидеть в рубрике «Вопрос‑ответ». Там же в скором времени появится ответ и на ваш вопрос, копия будет отправлена на указанную электронную почту. Ответит на ваш вопрос наш небольшой коллектив психологов. Выбрать, кто именно ответит на ваш вопрос, нельзя. На текущий момент участвуют в составлении ответов Оноприкова Ольга, Баскакова Наталья, Дмитрий Бакушин. Мы постараемся ответить в течение трех суток с момента получения вопроса. В месяц нам по силам ответить только на 12 вопросов, поэтому мы отвечаем на 12 первых присланных.