Терапевтические группы в 2024 году: узнать больше.

«Психопатологии» желаний: неготовность исполнять свои желания

Вторая и третья «психопатологии» хорошо прослеживаются в сказке «О рыбаке и рыбке». Начнем со старухи.

15 Июля, 2017 года

Старуха находится, с одной стороны в очень удобном, а с другой — возможно, весьма тягостно переживаемом изнутри состоянии. Ничто не помешало ей сохранить до седин привычку не заниматься реализацией своих желаний самолично. Исполнителем её хотений (по крайней мере, их части) является старик. Если старик откажет в содействии, то самостоятельно старуха не будет преодолевать неугодную сложившуюся ситуацию.

Когда появляется на свет человеческий ребенок, либо все его жизненно важные нужды удовлетворят извне взрослые, либо он умрет. Единственный инструмент ребенка — просить, требовать (кричать, сообщать о своей нужде) и брать то, что приносят на расстояние вытянутой руки. Поначалу у него нет варианта обойтись со своими потребностями как-то по-другому. Для взрослого человека появляется дополнительное измерение — отправляться в путь, реализуя свои запросы независимо от пособничества других людей. Старуха в сказке не пользуется вторым средством добычи необходимого. Именно старик совершает или не совершает действия, определяющие, приблизится ли она к желаемому. Сама старуха статична и только обозначает требуемое. Она осуществляет исключительно работу ожидания, наблюдения — что же принесут ей из недосягаемых краев старик, или какой другой добрый человек, или господин случай — и осведомления, как движется интересующий её процесс, насколько близок он к результату.

Есть такая присказка, что «под лежачий камень вода не течёт». В некоторых семьях — это один из основополагающих принципов описания действительности, стимулирующий её членов к созидательности, активности и подавлению установок о возможности что-то получить извне, свыше, случайно, без приложения усилий. Но иногда вода под лежачий камень «течёт». У многих хотя бы раз в жизни случались принятые события, в которые не было вложено собственных сил. Многим хотя бы раз помогли, не дожидаясь прямой просьбы о помощи, из сопереживания его нуждам. Если окружение невольно или умышленно обладает психологией «старика», о которой я выскажусь ниже, то указанный тип событий происходит не иногда, а регулярно, закрепляя у одного или нескольких членов семьи специфический способ удовлетворения своих потребностей.

Ограничение и преимущества стиля старухи со стороны очевидны. Ограничение: «если принесут, то принесут; если не принесут, значит, она останется, с чем есть». При отсутствии рядом с ней успешных в целедостижении «стариков» или в случае бедности окружающей действительности «что есть» может оказаться довольно скудным.

Преимущества, например, в экономии сил, отсутствии необходимости бороться напрямую, испытывать стыд за свои ошибки, несовершенство навыков, невозможность действовать быстрее и лучше, чем это выходит; в комфортности позиции недеятельного «зрителя», созерцателя, «судьи», «менеджера», которому не требуется преодолевать необходимый для результата путь своими ногами.

Если человек принимает, одобряет свою опосредованную несамостоятельную стратегию удовлетворения желаний, осознавая её радости, риски и ограничения, то нет смысла говорить о патологии. Тогда это лишь один из возможных вариантов отношения к проблеме. Одна из существующих стратегий жить.

Но на практике часто рефлексии, принятия сопутствующих выбору выгод и ограничений нет. Осознаются только преимущества, а негативные аспекты воспринимаются не как часть выбора, а как досадная несправедливость, угнетающая извне и которую надо «устранить».

Остается архаическая логика: «мне плохо» — «мне должно быть хорошо» — «мне не хорошо» — «значит, кто-то в этом виноват» (схема найдена у Виктории Дубинской на новогодней лекции в МИГИП). А кто виноват? При данном взгляде получится, что — либо это мироздание, либо беспутный «старик», либо другие, не помогающие люди и явления. Если именно так это субъективно переживать, то придётся испытывать беспрестанное раздражение на кого-то или что-то без возможности исправить положение дел. Такое психоэмоциональное состояние, становясь хроническим, слабо совместимо с устойчивым переживанием внутренней удовлетворенности, безмятежности, довольства окружающей действительностью.

Легализация и польза психологии «старухи»

Довольно культурально распространенный вариант взгляда на построение семьи: что за социальную успешность будет отвечать мужчина (и желания обоих супругов, для которых она требуется, именно он будет воплощать удачно или неудачно). То есть в этой модели оба участника пары верят, что ей не должно или даже нельзя собственнолично выполнять нечто; при этом к тому результату, который получится в будущем, она вполне может быть не равнодушна — заинтересована в том или ином исходе в зависимости от своих притязаний. Как болельщики, которые смотрят за игрой своей любимой команды, оценивают, как сыграли спортсмены, формируют свое мнение (какие ошибки те допустили), «подсчитывают», сработала ли их ставка, а по факту не могут напрямую повлиять на результаты матча или партии. Так и женщина в такой конструкции семьи — может повлиять только частично — на этапе выбора мужчины, в которого она верит, и в процессе, используя тот или иной стиль поддержки, мотивирования.

«Золотая рыбка» в сказке совмещает в себе психологию и «старика», и «старухи» одновременно. Она выполняет работу обоих — она и делает, и определяет намерение (старик от этой роли отказался, следуя за словом старухи, как руки следуют за командой мозга). Она и болельщик, и спортсмен. Рыбка не делиться на двух людей, которые бы разделили между собой разные функции единого процесса реализации желаний, целей. В отличие от «старухи» рыбка проявляетсятся не только через мысли, идеи, планы, надежды, чувства, но и навыки. Правда, в варианте сказки навыки у нее не только реальные, но еще и магические — колдовать.

«Старик» и «старуха» оба не самодостаточны, в отличие от рыбки, нуждаются друг в друге, поскольку, сохраняя раздельную психологию, только вдвоем могут осуществить работу целого. Каждый из них в отдельности ни на йоту бы не продвинулся в реализации ни одного даже самого простенького желания: один не загадывает, другой не выполняет.

Распутье между интеграцией или разделенностью

Может иметь место особая прелесть и радость от того, чтобы быть во многих или ряде вопросов* не рыбкой (целым), а только стариком или только старухой.

Но в том случае, если нет осознания своего специфического выбора — намеренно не быть кем-то (в данном случае, «стариком», доводы к тому могут быть самые благородные и убедительные), возникают «побочные эффекты»: раздражение на близких, упреки, непреодолимое чувство скуки, отсутствие благодарственности. Осознание дает возможность выстроить адекватные происходящему ожидания, принять действительность.

Сюжет воссоединения в сказках и жизни

Если вспомнить сказку царевна-Несмеяна, где некто должен был появиться и сделать так, чтобы дочка короля засмеялась, то этот сюжет является удачным примером того, как целостность «разносится» по разным людям. Благоприятный исход при этом — соединение комплементарного. Феномен царевны несмеяны подразумевает невольный запрос во вне на подходящего человека, «ключ», дополнительную роль, которая отведена другому и не может быть реализована самостоятельно. Не предполагается, что дочка короля однажды проснется и засмеется без появления недостающего героя. Участь Несмеяны в том, что если годный ключ не найдется, она вынуждена оставаться в том состоянии, в котором пребывает.

Согласно современным приемам толкования, любой сон или сюжет, или сказку можно рассмотреть таким образом, как если бы все герои истории были частью одной и той же психики внутри одного человека, а не разными людьми. Если смотреть на это повествование первым способом, то «интеграция» героини должна и может случиться внутри нее. Если опираться на переживание, что извне должен прийти реальный человек и нечто осуществить, а именно проявиться как недостающее звено, в том есть определенная эстетика, но есть и участь вверения себя явлениям, на которые нет возможности влиять в полной мере.

Отказываясь от различных форм целостности, мы попадаем в тот или иной сюжет, неприятные элементы которого невозможно «устранить». Однако получившаяся реальность, даже с ее недостатками, все равно может нам нравится больше, чем та, в которой придется воплощать самостоятельно свою недостающую неугодную комплементарность. В частности для упомянутых примеров это:

  • быть не только раздающей указания старухой, но и стариком, выполняющим рутину по ловле рыбы, ходьбе к новоиспечённому «деловому партнеру»-рыбке;
  • быть не только Несмеяной, у которой всего в достатке, кроме возможности радоваться, но и честным тружеником, охотно служащим интересам окружающих (хозяину, оказавшимся в нужде мыши, сому и жуку) и предающимся своему наитию без практического умысла и цели.

Итак, теперь все-таки перейдем к «старику» его «слепым пятнам» и способам обходиться со своими желаниями.

Консультация психолога

Прием в Москве — метро Семеновская

ptcouns@gmail.com

+7 901 187-70-06

Записаться

Распространенные темы для работы

Задать вопрос психологу

Вы можете задать вопрос на интересующую вас тему через форму обратной связи. Примеры таких вопросов, можно увидеть в рубрике «Вопрос‑ответ». Там же в скором времени появится ответ и на ваш вопрос, копия будет отправлена на указанную электронную почту. Ответит на ваш вопрос наш небольшой коллектив психологов. Выбрать, кто именно ответит на ваш вопрос, нельзя. На текущий момент участвуют в составлении ответов Оноприкова Ольга, Баскакова Наталья, Дмитрий Бакушин. Мы постараемся ответить в течение трех суток с момента получения вопроса. В месяц нам по силам ответить только на 12 вопросов, поэтому мы отвечаем на 12 первых присланных.