Я работаю с подростками от 12 лет. В этом возрасте ведущей деятельностью для человека является общение и построение отношений, в первую очередь, со сверстниками. Подросток формируется как личность, исследует мир, закладывается будущее мировоззрение. Отношения с родителями в этот период могут стать более конфликтными, или родители могут почувствовать свою беспомощность, невозможность помочь ребенку, как если бы их поддержки, любви и заботы вдруг стало недостаточно.
Подростничество — период, часто непростой не только для родителей, но и для ребенка. Каждый подросток сталкивается со своими уникальными жизненными испытаниями, с которыми ему придется справиться для обретения большей психологической зрелости. Это требует внутренней работы.
В этом смысле консультация психолога может быть полезен почти любому подростку, так как психолог располагает средствами научить ребенка лучше использовать свои ресурсы, плодотворней справляться с текущими трудностями, помочь переосмыслить важные жизненные события, а родителю — найти новые формы контакта с ребенком, если в этом есть необходимость.
Может ли родитель быть психологом своему ребенку?
В этом возрасте родитель иногда не может стать для ребенка хорошим помощником, потому что подросток ищет зону своей самостоятельности, формирует независимую идентичность и старается осмыслить ошибки родителей — понять, чем он хочет быть на них похож, а чем нет. Кто он сейчас и кем ему становиться? Поэтому родитель иногда самый неподходящий взрослый для решения таких вопросов. Мнение родителей остается настолько важным, что «побороть» его может только защитная отстраненность, появление дистанции в отношениях. Это большая заслуга родителей, если близкие доверительные отношения, в которых подросток делиться наиболее значимыми переживаниями, сохраняются. Но даже в этом случае родитель может обнаружить, что хочет помочь ребенку, но совершенно не представляет как.
Помощь подросткового психолога
В некоторых ситуациях привлечение психолога становится не просто полезным, а крайне желательным, поэтому я перечислю то очевидное, что требует родительского внимания:
- сильная замкнутость, избегание контакта с людьми, уход «в себя»
- частые конфликты с родителями, в школе
- сомнения подростка в том, что он любим, небезразличен и поддерживается взрослыми
- ярко выраженное беспокойство подростка быть принятым коллективом сверстников
- открытая враждебность и агрессивное поведение по отношению к взрослым или сверстникам
- вспышки раздражительности, чрезмерные или неуместные эмоциональные реакции на обычные события
- негативизм, вплоть до полного нежелания нравиться значимым взрослым — отсутствие заинтересованности в хороших отношениях с ними
- частое плохое настроение, подавленность, апатия
- причинение вреда себе, аутоагрессивное поведение
- нетерпеливость, неспособность выполнять деятельность, для которой нужна длительная концентрация внимания, склонность к кратковременным и легким усилиям
- конфликты с родителями на почве вопросов сексуальности
- склонность к зависимому поведению, отсутствие устойчивых интересов (присоединяется к тому, чем интересуются друзья), плохо формулирует независимое (от родителей или друзей) мнение по каким-либо вопросам
- кажется, что подросток живет интересами более младшего или более старшего возраста, чем его собственный
- трудности в обучении, могут быть связаны как с чисто психологическими причинами — проблемами мотивации, так и интеллектуальным уровнем, ММД, педагогической запущенностью
Принципы моей работы и профессиональный стиль
- в своей работе я опираюсь на несколько базовых направлений психотерапии, каждое из которых имеет свою историю, свои идеологические основы, научное обоснование и методологические наработки. Это гешталь-терапия, психоаналитическая терапия и юнгианский анализ. На данный момент я участвую в долгосрочной образовательной программе по юнгианскому анализу, обучалась гештальт-терапии в Московском Институте Гештальта и Психодрамы и направлению психоанализа, базирующемуся на теории объектных отношений.
- непрерывность профессионального развития, совершенствования своих навыков и способностей через прохождение долгосрочных образовательных программ, участие в жизни профессиональных сообществ психологов, коммуникацию с коллегами и освоение профессиональной литературы.
- учет индивидуальных особенностей и уважение к личности — у родителя, подростка, у каждого своя «правда», специфическое восприятие ситуации и искренние переживания, связанные с этим видением. Помочь для меня означает дать возможность узнать себя лучше, найти ресурсы, способствовать обнаружению причин и движущих сил поведения, поддерживающих состояние неудовлетворенности.
Индивидуальные занятия или тренинги
Для подростков существуют групповые занятия по формированию навыков общения, тренинги профилактики зависимого поведения, тренинги повышения уверенности в себе. Для некоторых подростков индивидуальная работа является наиболее удобным форматом сотрудничества (вызывает наименьшее сопротивление), а для других, наоборот, — групповые тренинги, которые проходят в форме игр с другими детьми. Если ребенок любит бывать в группе, часто просится в пионерские лагеря, на площадку в компанию друзей, реже общается со сверстниками один на один — то можно выбрать в пользу групповой работы. Если ребенок заводит и поддерживает дружбу с несколькими конкретными сверстниками, любит проводить время наедине с собой (склонен к размышлениям), наиболее удачный формат — начать с индивидуальной работы с психологом.
Символизм взросления
В сказке «Гензель и Гретель» родители после наступления голода не находят лучшего выхода, кроме как отвести детей в лес. С точки зрения реалистичного мышления это неприемлемая ситуация — оторвать от себя ребенка и оставить в лесу. Но символически, это история про родительское чувство, что есть нечто, чего они уже не смогут дать. Дети смогут получить это только самостоятельно, «в лесу» — то есть в реальном мире, за пределами родительской семьи. И, поначалу, ничего хорошего в лесу с детьми действительно не случается до того, как они смогли найти способ применить свою сообразительность и способности.
Эта сказка братьев Грим основана на устном рассказе Дортхен Вильд, жены Вильгельма Грима. Сборник был издан в 1812. В более поздних выпусках сюжет был переправлен: жена становится мачехой, а лесоруб выступает против планов своей жены оставить детей. В конце сказки мачеха умирает, а отец больше никогда не испытывал радости после возвращения детей с богатствами ведьмы. То есть, оба взрослых расплачиваются за свое решение. Но после внесения правок в сюжет утратился и архаический смысл сказки — необходимость родителям искать баланс между тем, чтобы отдалить от себя ребенка или позволить ему отдалиться и тем, чтобы продолжать обеспечивать безопасность ребенка. Мораль редуцировалась до осуждения форм родительского поведения, когда ребенок оставляется на произвол судьбы.
Читать также: Помощь психолога родителям подростка