Терапевтические группы в 2024 году: узнать больше.

Помощь психолога онлайн

Какие существуют способы сотрудничества с психологом дистанционно? Возможности и ограничения.

05 Августа, 2015 года

Не всегда и не у каждого есть возможность посещать кабинет психолога регулярно. Наиболее распространенная частота встреч для многих практикующих психологов — 1 раз в неделю (в аналитическом и психоаналитическом подходе — от 3 раз в неделю). В некоторых случаях для достижения определенных целей именно регулярность имеет решающее значение.

У классической очной работы с психологом есть несколько альтернатив.

Консультирование и терапия по скайп

Иногда специалист, с которым вы хотите работать может жить в другом городе или очень далеко. Это часто актуально для обучающихся психологов, проходящих личную терапию, или тех, кто живет в стране, язык которой не является родным (предпочтение проходить терапию на родном языке, не зависимо от знания иностранного, вполне понятное желание).

Также в пользу чередования личных встреч и скайпа говорят частые командировки или маленькие дети, которых не всегда есть возможность оставить.

На мой взгляд, ни работа, ни материнство, ни специфическое географическое расположение, к счастью, не являются обстоятельством, которое делает сотрудничество с психологом невозможным, если у вас действительно есть такая потребность.

Для того, чтобы процесс работы с психологом максимально соответствовал своему очному аналогу, необходима видеотрансляция у обоих. Формат «телефонного разговора» предполагает очень ограниченные усеченные возможности контакта (скайп с видео «отрубает» только тактильный канал, который и так недопустим для многих подходов, а также делает невозможным использование техник, для которых требуется пространство или материальные объекты).

К вопросу о детях

В отношении детей Skype (скайп) — непозволительный прием. Поскольку очень важна для продуктивной работы с психологом возможность игры — в реальном времени, в реальном пространстве, возможность трогать, перемещать и чувствовать.

Некоторые мои коллеги считают, что невозможность обнять ребенка (особенно дошкольников) в трудную минуту — обстоятельство, которое способно свести к минимуму старания психолога на протяжении многих прошлых встреч одномоментно. При этом, в зарубежной терапии детей, в некоторых странах на законодательном уровне запрещен тактильный контакт между специалистом и ребенком. В любом случае, тактильное взаимодействие между психологом и клиентом — сложный этический вопрос, рассмотрение которого — не тема данной статьи.

Ограничения и возможности

Если есть необходимость прибегать к Skype, важно понимать, что у этого метода есть определенные ограничения, и в то же время это не те ограничения, из-за которых стоит полностью отказываться от психологической помощи.

Перечислю некоторые из них

  • кабинет психолога — это особая атмосфера. Наверное, многие клиенты, которые работали с психологом в долгосрочном формате, подтвердят, что самые оригинальные, полезные и неожиданные мысли, чувства приходят либо на пути к кабинету психолога, либо по возвращении.
  • некоторые люди не очень легко настраиваются на переживание, проживание эмоций, а это очень важный элемент психологической работы. Пережить какое-то чувство более ярко легче в незнакомой обстановке, которая вас не окружает каждодневно. Особенно в моменты усталости, психика человека защищает его от сильных эмоций, но обычно именно прерывание привычных защит и способов реагирования позволяет переосмыслить происходящее внутри и вокруг. А это первый шаг к возможным изменениям, если в них есть необходимость.
  • в профессиональных кругах психологов считается, что хороший специалист в своей работе должен уметь находить баланс между фрустрацией и поддержкой клиента. Польза поддержки — голос одобрения, который принимает, вдохновляет на подвиги и делает все вокруг радостным, ценным. Возможно, самые удовлетворенные своими успехами люди — это те, кого родители еще в детстве наградили голосами поддержки, которые потом переросли в устойчивую веру в свои силы и возможности. Польза фрустрации тоже очень велика. Сталкиваясь с фрустрацией, человек «узнает», что мир — это не часть его самого. Иногда это больно, когда внешняя реальность блокирует реализацию очень сокровенных потребностей и мечт. Но за одномоментной болью ресурс — ресурс переживать мир как осмысленный и интересный на протяжении долгих лет.

При скайп консультировании у психолога остается возможность поддерживать клиента, но способность фрустрации сильно затрудняется. Вывести из своего привычного мирка, какими бы то ни было приемами, человека, который находится у себя дома — на своей территории, за своим компьютером — практически невозможно. Я думаю, что те терапевты, эффективность работы которых базируется преимущественно на навыке продуктивной фрустрации, не работают по скайп или очень стараются это делать редко.

  • Приемы арт-терапии, разыгрывания ролей и все те техники, которые могут быть использованы, как для взрослых, так и для детей, связанные с игрой, сложно реализуемы в виртуальном пространстве.

Возможности:

Из-за вышеперечисленных ограничений, я считаю, что чередование личных и скайп встреч более предпочтительно, чем регулярные встречи исключительно по скайпу.Таким образом, если хотя бы каждая четвертая встреча будет проходить лично — это сгладит многие вышеописанные недостатки скайп-консультирования.

Удобство проведения встреч в виртуальном пространстве может способствовать тому, чтобы сотрудничество с психологом началось и могло поддерживаться на протяжении времени, достаточного для решения заявленного круга задач и проблем.

Консультации психолога по телефону

Поскольку я считаю, что и у работы по скайп с видеотрансляцией есть весомые ограничения по сравнению с личным взаимодействием (однако не настолько сильные для того, чтобы продуктивное сотрудничество не могло случиться), то в режиме телефонных разговоров эти ограничения возрастают многократно. Я считаю себя ответственной за то, чтобы встречи со мной как специалистом приносили удовлетворение, человек чувствовал, что движется в направлении решения волнующих вопросов (если это долгосрочное консультирование), видел те изменения, которые уже произошли. По телефону такую ответственность я на себя взять не могу даже частично — слишком много средств помощи недоступно.

Насколько мне известно, в центрах психологической помощи по телефону у сотрудников-психологов существуют определенные алгоритмы того, как они могут себя вести — делать все от себя зависящее в имеющейся ситуации.

Я стараюсь избегать жестких и других алгоритмов в своей практике. Мне кажется, даже если ты решаешь какой-то «классический вопрос» и тебе известен некоторый стандартный, одобренный теорией и проверенный практикой, «алгоритм» возможных действий, большая часть усилий психолога все равно должна быть направлена на развитие неспецифических психологических ресурсов человека, которые будут полезны не только для решения этой узкой проблемы или задачи.

Помощь психолога по переписке

Как правило, такая услуга предоставляется на крупных аккумуляторах психологических услуг. Вы можете получить обратную связь по своей проблеме от специалиста в режиме форума, чата. Где-то на то, что вы пишете, могут реагировать несколько специалистов одновременно, при этом переписку видят другие пользователи ресурса.

Некоторые психологи предоставляют возможности анонимной помощи по переписке, при этом цена назначается за определенное количество писем психолога в неделю или один час переписки в чате.

Мое профессиональное отношение к данному формату довольно скептическое (я не практикую помощь по переписке), но в то же время не исключаю, что для кого-то это может быть наиболее или единственно комфортный формат самовыражения и получения помощи.

Вопрос-ответ

Вопрос-ответ вполне понятный жанр взаимодействия между психологом и клиентом. Вы пишете одно письмо любой длинны и получаете один единственный ответ - обратную связь от психолога. Ваше имя нигде не публикуется, но содержание переписки доступно всем пользователям интернета. Почти на любом сайте центра или частного психолога (на тех ресурсах, где сайтом активно занимаются — обновляют информацию, пополняют материалы) есть возможность задать вопрос бесплатно и получить ответ в достаточно короткие сроки.

Для этого есть две весомые причины:

  1. Отвечая на вопросы, психолог неизбежно демонстрирует свой профессиональный стиль. Поэтому другие посетители сайта могут оценить навыки и профессиональные качества психолога в пользу большего или меньшего доверия. Если на сайте есть раздел «Вопрос-ответ», пользователи довольно часто его посещают (по данным метрики), а значит та информация, которую можно в нем получить — о специалисте или по волнующей теме — является востребованной.
  2. Во-вторых, для того, чтобы развивать свой сайт (поднимать его по поисковым запросам, с одной стороны, и поддерживать интерес пользователей к сайту — с другой) необходимо регулярное пополнение его новыми материалами. Поэтому «Вопрос-ответ» это удачная возможность совместить удовлетворение желаний клиентов (добровольная посильная бесплатная помощь) и одновременно проделывать необходимые работы по сайту.

Записаться на консультацию по скайп

Записаться на очную индивидуальную консультацию

Консультация психолога

Прием в Москве — метро Семеновская

ptcouns@gmail.com

+7 901 187-70-06

Записаться

Распространенные темы для работы

Задать вопрос психологу

Вы можете задать вопрос на интересующую вас тему через форму обратной связи. Примеры таких вопросов, можно увидеть в рубрике «Вопрос‑ответ». Там же в скором времени появится ответ и на ваш вопрос, копия будет отправлена на указанную электронную почту. Ответит на ваш вопрос наш небольшой коллектив психологов. Выбрать, кто именно ответит на ваш вопрос, нельзя. На текущий момент участвуют в составлении ответов Оноприкова Ольга, Баскакова Наталья, Дмитрий Бакушин. Мы постараемся ответить в течение трех суток с момента получения вопроса. В месяц нам по силам ответить только на 12 вопросов, поэтому мы отвечаем на 12 первых присланных.