Терапевтические группы в 2024 году: узнать больше.

«Психопатологии» желаний: «хочу и не могу»

Судьба конкретных «психопатологий», связанных с желаниями. Первая, распространённая «психопатология» — ХОЧУ И НЕ МОГУ.

14 Июня, 2017 года

О частном проявлении этого можно почитать здесь, на примере желания бросить курить.

Если для вас свойственно «хотеть и не мочь», на первые два вопроса, вы, скорее всего, ответили с легкостью. Третий вопрос мог вызвать нежелание об этом задумываться, непонимание, в каком ключе требуется ответ, или склонил к ценностным размышлениям об устройстве происходящего. При этом специфика ответов на первые два вопроса, что ваши интенсивно переживаемые «хотения» могут равно распространяться и на те сферы, в которые вы хотя бы два часа в неделю не «вкладываетесь» своей активностью.

Проблемы с «хочу и не могу» могут быть двух вариантов — вы сами трагически «хотите и не можете», или близкий вам человек «хочет и не может».

Первый распространенный вариант, когда имеет место реализация «теневого», не признаваемого, не одобряемого или просто не осознаваемого желания, которое по своей мотивационной поддержке сильнее декларируемой потребности. Например, хотению «хочу быть более богатым (или продуктивным, или профессионально признанным, или масштабно востребованным и прочее)» антагонистична потребность в спокойной вольной жизни без спешки в виде общения с друзьями, книг, серфинга в интернете, компьютерных игр, прогулок и прочее по вкусу. При этом реально воплощаемая потребность, если это вторая из антагонистической пары, даже как потребность может не рассматриваться. Умственно оценивается как нечто, от чего получится легко отказаться. Сила интеллектуально одобряемой потребности («в материальных благах, в продуктивности, в большей организованности, в какого-либо рода «успешности»…) субъективно преувеличивается, в результате становится неясно, почему не выходит двигаться к тому, чего «по-настоящему» хочешь…

«В чем же здесь «Потребность», несколько часов без смысла, цели, пользы, а часто и удовольствия кликать на случайные ссылочки в интернете?!» — можете возразить вы. Например, это «потребность» не нагружать свои мозговые центры на полные обороты в попытке выжать из себя ту или иную продуктивность. Субъективно переживается, как расслабиться; а получаем ли мы удовольствие от этого «расслабления» — уже другой вопрос.

Второй частый вариант продления состояния «хочу и не могу» — низкая реалистичность замысла (с точки зрения вероятности положительного результата) о том, как будут происходить события. Например, «Я хочу устроиться на работу», предполагаю, что её должны мне предложить знакомые. Мне трое знакомых действительно её предлагают, однако их варианты не удовлетворяют требованиям, которые у меня имеются. Я отказываюсь. Окружающая действительность оказывается бедна на новые предложения, но я остаюсь устойчива в своей версии обретения работы. И длительный, а возможно и неограниченный отрезок времени, остаюсь без неё (для этого рядом должен найтись кто-то, кто не оставит меня без крова и еды). И парадокс слов в том, что действительно можно не покривив душой сказать — «я уверена в том, что хочу работать» и «не могу» (не дождалась подходящего «ключа» к «замку», ждала со всей бдительностью и внимательностью предложения извне — жаль подходящее не поступило; ни дня не было, что б забыла о заветном желании).

Отмечу, также, что после периода относительно удовлетворяющей продуктивности, каждый может оказаться в состоянии, «хочу продолжить на том же подъёме с той же эффективностью, но не могу, не выходит». Тоже, по сути, «хочу и не могу». Но у этого процесса совсем другой механизм, чем тот, который я здесь пытаюсь описать.

«Хочу и не могу» иногда становится поводом для недовольств и упреков окружающих, если они вслед за человеком находятся в активном ожидании реализации заявленного хотения. Кроме того, близкие могут специфическим образом «включаться», стараясь помочь и обижаясь после разочарования в результатах своих усилий.

Такая динамика в другом человеке может провоцировать нас хотеть заставить его наконец что-то предпринять, вразумить, получше замотивировать, помочь проработать препятствующие «комплексы». Мы можем видеть, как другой не справляется, и начинать нечто осуществлять вместо него.

Каждая из этих стратегий по-своему низкопродуктивна, а иногда и полностью бесполезна. Заставление «работает» только на активном принуждении извне, и движение к реализации заканчивается вместе с завершением воздействия, так как не формируется внутренняя мотивация. Вразумление и мотивирование не работают, потому что вера в нужность и желанность либо уже есть (реализации не происходит не от этого), либо её нет, и ничто не предвещает появления. Лечение от предполагаемых «комплексов» тоже очень опасный проект, поскольку речь может идти о выборах (пусть и сделанных без сознательного умысла), которые имеют большой запас устойчивости и не являются вынужденной мерой совладания с изъянами.

Осуществление активности вместо другого, закрепляет характерологические выборы пассивной стороны, поскольку подпитываются представления о том, что желаемое может быть воплощено «само».

Поэтому то немногое, чем можно поспособствовать — это сделать скрытое явным для обоих и определить границы собственных готовностей. Пример определения своих границ: если муж хочет устроиться на работу и «не может», как долго я готова быть соучастником этого? В форме каких решений (не новых попыток «давления», а именно решений) я буду проявлять свою неготовность, когда ситуация выйдет за зону моей терпимости.

Конечная цель обеих стратегий — снять неуместные ожидания, отказавшись от изначального способа видения ситуации, и найти новый способ быть в равновесии с самим собой и быть удовлетворённым отношениями.

Возможно, я когда-либо успею написать по этой теме статью, так как понимаю, что обе озвучиваемые стратегии — делание скрытого явным и определение границ — слишком назывательны, для того, чтобы их можно было попробовать воплотить или, по крайней мере, как-то к ним отнестись.

Если «хотите и не можете» вы, попробуйте увидеть скрытую потребность, которая и на желание-то может быть не похожа, а тем не менее именно она утоляется лучше. Тогда станет более ясно, какие действия можно предпринимать. Одна из «теневых» скрытно существующих потребностей нашего времени — потребность в покое. На всех плакатах и в массовом кино — перечисляются многочисленные возможные сюжеты для подвигов и достижений. А то, что для этого нужно разлучиться в определенной степени с покоем, замедленностью и расслабленностью, как бы не акцентируется. Кроме того, чтобы получать хотя бы минимальное удовольствие от напряжения, нужен запас тренированности. Пока мышцы тела не подготовлены: не научились потреблять меньше кислорода, выдавая при этом большую эффективность, длительный забег будет ежесекундной пыткой. А кто-то в принципе может и не обрести вкус к удовольствиям от усилий, предпочитая другие формы удовлетворения. Тоже самое с умственной деятельностью, которая требуется для «проактивного» воплощения разного рода хотений.

Во второй вариации, при расчете на удовлетворение заветной потребности извне, важно принятие и согласие с преимуществами и ограничениями своей стратегии достижения желаемого. Я бы отметила как минимум несколько очевидных «плюсов»: экономия разного рода ресурсов за счёт не-включения в активный поиск, невозможность получить отказ в ответ на свою инициативу, отсутствие рисков вложить и не получить удовлетворяющий результат, защищенность от ситуации, что «это оказалось нужным только вам и больше никому». Ограничения: невозможность «прокачивать» свои навыки поиска и «добычи» желаемого, невозможность влиять на вероятности совершения нужного события, необходимость пребывать в режиме ожидания, меньше тренируется толерантность к определенным нагрузкам; если вы привыкли к тому, что окружающие включаются и делают что-то вместо вас, то есть риски, что по тем или иным причинам они перестанут это делать или больше не смогут.

Если принятия преимуществ и ограничений нет, то можно каждое утро просыпаться на эмоциональном взводе по поводу того, что «нечто» опять не случилось, или засыпать с обидой на близких, что вам трудно, а они не справились вам помочь.

Продолжение появится в ближайшие дни.

Консультация психолога

Прием в Москве — метро Семеновская

ptcouns@gmail.com

+7 901 187-70-06

Записаться

Распространенные темы для работы

Задать вопрос психологу

Вы можете задать вопрос на интересующую вас тему через форму обратной связи. Примеры таких вопросов, можно увидеть в рубрике «Вопрос‑ответ». Там же в скором времени появится ответ и на ваш вопрос, копия будет отправлена на указанную электронную почту. Ответит на ваш вопрос наш небольшой коллектив психологов. Выбрать, кто именно ответит на ваш вопрос, нельзя. На текущий момент участвуют в составлении ответов Оноприкова Ольга, Баскакова Наталья, Дмитрий Бакушин. Мы постараемся ответить в течение трех суток с момента получения вопроса. В месяц нам по силам ответить только на 12 вопросов, поэтому мы отвечаем на 12 первых присланных.