Меню

Как конкретизировать свои ценности и обрести счастье?

Добрый вечер. Периодически наваливается этакая волна апатии, порой доводящие мысли до абсурда. Все связано, как я понимаю с тем, что не получается найти свое занятие по жизни, труд в котором не чувствуется течение времени. В университете не доучился, понял, что не мое. Занимался боксом 6 лет, стал Кандидатом в Мастера спорта — бросил, все взвесив, тоже убежден, что не моё. Далее работал в крупной компании на хорошей зп — это было единственным плюсом, дождался сокращения, получив отступные ушёл и занялся своим бизнесом, связанным с тем же товаром, где работал, но только на себя. Продал всю ту большую партию которую получил, понял что удовольствие не получил, один стресс и не оправданные усилия, стал искать себя дальше. Прошло пол года, бросился в путешествие на мотоцикле, ездил месяц, где только не ночевал (было круто). И вот вернулся, уже как 3 месяца минуло, чувство это наваливается периодически. Стал играть в компьютерные игры — думал, может, отдохну морально, но нет, только больше теряю себя, и злости много прибавляет. В промежутках между моими занятиями постоянно интересуюсь, читаю эзотерику, КОБ, медитации, но все как будто в кашу смешивается в голове и уже не могу для себя определить главные ценности. Информационная паника какая-то, не хочу работать по рабской системе как 90% населения, но и себя найти не получается, руки то и дело опускаются, даже начал недавно мониторить вакансии, в отчаянии что надо хоть что-то начать (но такой разговор был на предыдущей работе, я начал, но ничего не изменилось). Хочется простого человеческого счастья! Но в 3 книгах которые я прочитал трактуется по-разному, в одной «независимость от денег» (и я согласен), в другой семья, здоровье, дети, ПРИРОДА (и я согласен); в третей медитация, развитие себя как божества и свобода от технократического мира и его придуманного условия в пользу Кого-то (и я тоже согласен) — и все это сталкивается в голове, потому что одно другому мешает. Еще есть 8 друзей с которыми постоянно общаюсь, но ничего нового, изо дня в день одинаковые посиделки в кальянной или караоке, никакого развития, и это угнетает, порой не хочется даже с ними видеться. Их тоже не все устраивает, но они уже смерились и не могут поменять все это, жизнь на 40 тыс. в месяц на съемной квартире — это не жизнь, это выживание. Понимаю, если бы у кого-то цель была своя и радость приносила, то уже плевать на эти 40 тыс.; как-то прожить можно, главное что живешь в удовольствие. И вот я здесь, как мне быть, как поставить все на место, идти уже по прямой дороге, а не вилять и как уже свои ценности конкретизировать, чтобы хоть от чего-то отталкиваться, а главное обрести счастье.

11 Ноября, 2017 года

Спасибо за ваш вопрос, Андрей.

Обретение своего направления в жизни, сопровождающегося переживанием удовлетворенности, (может меняться в течение разных периодов жизни, но, тем не менее) — результат внутреннего творческого процесса. И из того, что вы описываете, следует, что где-то этот творческий процесс прерывается или раз за разом не порождает удовлетворяющего результата. Если верить вашим словам, то ищите вы себя вполне активно как в социальном смысле, так и в духовном плане. А если трудность не в бездействии, тогда в чем?

Учитывая степень нашего знакомства, у меня есть, не более чем версии на этот счет.

Одна из них — невозможность проникнуть «вглубь».

Без проникновения на достаточную глубину все данные кажутся взаимоисключающими. Практические следствия из этих данных вытекают противоположные. Возникает пресыщение информацией. «Пищи» может быть много, но будут проблемы, если она плохо переваривается. Такое может быть, например, из-за дисбаланса практики и букв; или из-за того, что вы поглощаете опыт, книги, не делая пауз, суть которых была бы в освоении пережитого опыта — что я беру с собой? Как это соотносится с предыдущим?

Различные психотерапевтические подходы и духовные практики содержат методологию помощи человеку в различных жизненных обстоятельствах. При этом в одних подходах, практиках человеку предлагается «созерцать», «дышать», «останавливать свой внутренний диалог», в других «свободно ассоциировать», в третьих «вверять себя Богу и следить за его волей», в четвертых «объективировать свой внутренний диалог с помощью пустых стульев», в пятых управлять своими ментальными состояниями и делать соответствующие упражнения... И все это многообразие «предложений» при одних и тех же, в общем-то, входных запросах: «у меня проблемы в семье», или «не получаю удовлетворенности от того, чем занимаюсь» и т.д.

Но не взаимоисключающим является то, что все эти такие вроде бы непохожие практики, вынуждены познавать природу человека и адресуются к различным потенциалам в нем. Наличие общего знаменателя, человека, приводит к тому, что удавшееся развитие в одном направлении с неизбежностью дает представления об остальных. Мастерство в одном (умение хорошо работать с одним потенциалом) подготавливает почву для того, чтобы научиться обходиться и с другими. Потенциалы человека не антагонистичны друг другу. Просто в каждый момент времени с неизбежностью на какой-либо из них будет направлено большее внимание, чем на остальные. Я уверена, что хорошему священнику прекрасно известны наработки современной научной психологии, просто они представлены в его сознании на «религиозном языке», поскольку это его «родной» язык. А хорошему психологу известны религиозные практики, которые записаны на языке «академической психологии». «Хороший», в данном контексте — тот, кто занят, не скрупулёзным освоением случайно сложившейся традиции, а познанием человека, пытается служить интересам духовности человека.

Отсутствие ценностей для некоторых периодов жизни естественно и неизбежно, особенно в молодости, особенно при их перестройке (когда раньше были, просто устарели). В таком подвешенном состоянии, временно «без ценностей», человек становится конечно же более уязвим. Но недооценивать силу нерешенных вопросов адаптации тоже не стоит. Непонимание, как «зарабатывать»* и не страдать от скуки и бессмысленности своего занятия, которым добывается денежный или альтернативный ресурс, может стимулировать те состояния, которые вы описываете (апатия, опускаются руки). Вы пишите, что не получается «обрести счастье». Дело может быть не только в плохой способности переживать счастье, отсутствии «своих дел», счастье приносящих, но и в том, что для этого нужен фундамент в виде отсутствия чрезмерного внутреннего напряжения. Предположу, что осознание потенциальной необходимости заняться чем-то для себя неприятным (не «своим делом», в «рабской системе») в угоду социальной безопасности (питаться, платить за жилье, покупать нужное, иметь выбор…), мягко говоря, не способствует отсутствию внутреннего напряжения. Очень даже наоборот.

Маслоу описывал пирамиду потребностей, каждая из которых является фундаментом для другой — физиологические потребности, социальная безопасность, любовь и принятие, самооценка (вы уважаете себя, значимые другие уважают вас), самоактуализации. История знает случаи, когда людям удавалось перепрыгивать через ступеньки — самоактуализироваться и в чем-то фантанировать удовлетворенностью вопреки отсутствию безопасности, принятия окружающими и даже при остром дефиците пищи и крыши. Но это скорее исключения, которые возможны только после обретения ценностей, а не «до».

* Я внесла «зарабатывать» в кавычки, потому что гипотетически можно возделывать землю, жить натуральным трудом, в глаза не видеть денег, испытывать удовлетворение от такого способа жизни — и все это вместе можно обозначить как один вариантов удачного решения вопроса «заработка».

Успехи на духовном фронте, не освобождают от решения вопросов социализации. Иногда на начальном этапе приходится разрешать их сначала как отдельные, но с наличием стратегии, как со временем сделать так, чтобы одна и та же деятельность соответствовала обретенным духовным ценностям и давала необходимую и достаточную социальную устроенность (как в первом примере из приведенных ниже).

В чем может быть проблема, отчего столько занятий вам не подошли?

Я не знаю. Иногда такое бывает при специфическом дефиците осознания своей ответственности и отсутствии стратегических целей* (пример), иногда при определенном текущем складе мотивационной сферы (пример).

Про поиски и обретение ценностей… Как правило мы заражаемся, чем-то из семьи, но не в готовом виде, а преобразуем со временем то, чем мы «заразились», под себя. Гораздо труднее всё проходит, если мы вообще мало чем «заразились» или заразились чем-то, что в ужасе выкинули. Тогда обрастание ценностями будет проходить гораздо труднее, поскольку «от ума» такие вопросы не решаются.

И, тем не менее, могут оказаться полезны духовные практики (тот их аспект, который состоит в погружении) и книги автобиографические, через которые тоже может происходить заражение ценностями или материалом для будущих ценностей.

Например:

  • К.Г.Юнг «Воспоминания, сновидения, размышления»
  • Анри Труайа «Толстой», «Достоевский»
  • Джек Лондон «Мартин Иден»
  • И прочее…

С уважением, Мария долгополова

Консультация психолога

Прием в Москве — метро Рижская

MariaNifontovna@gmail.com

+7 903 542-91-77

Записаться

Распространенные темы для работы

Задать вопрос психологу

Вы можете задать мне вопрос на интересующую вас тему через форму обратной связи. Примеры таких вопросов, можно увидеть в рубрике «Вопрос‑ответ». Там же в скором времени появится ответ на ваш вопрос, копия будет отправлена на указанную электронную почту. Я постараюсь ответить в самые ближайшие сроки.