Меню

Как получить помощь от психолога?

Инструкция по применению психологов. О том, как наиболее плодотворно взаимодействовать со специалистом.

28 Августа, 2014 года

Мой отец в советское время работал психологом на восьмую ставки в школе. А попал он туда потому, что «сверху» поступило постановление о том, что в школе должен теперь быть штатный психолог. Никто из руководства, учителей и детей, конечно, не понимал, зачем это было нужно. Итак, в школе появился психолог. Однако его пребывание вызывало больше вопросов, чем ответов. Новый участник коллектива отличался неопределенностью формулировок и отвечал очень странно на вполне конкретные вопросы. По отзывам самого отца, первое время на новом месте можно было заниматься только тем, чтобы как-то попытаться донести до остальных, чем же все-таки потенциально полезен психолог и как его можно применять для решения текущих задач. Вроде как, через какое-то время новый специалист был принят, оценен, и коллектив даже начал активно гордиться наличием в штабе психолога перед другими менее «продвинутыми» школьными коллективами.

Из этой истории и родилась идея создания этой статьи. Я искренне полагаю, что для того чтобы помощь психолога была принята, необходимо взаимное усилие обоих: с одной стороны психолога, развивающего свою способность что-то давать, с другой стороны — обращающегося. Поэтому уместно говорить о том, в чем может быть вклад человека в увеличение продуктивности взаимодействия с психологом.

Представляю вашему вниманию инструкцию по применению психологов…

Инструкция по применению психологов. Как наиболее плодотворно взаимодействовать со специалистом.

1. Возможность психолога включаться в продуктивную работу напрямую зависит от способности клиента быть открытым.

Приведу пример. Приходит человек. Допустим, про него известно, что он находится в отчаянии по поводу некоторых аспектов своей жизни. В разговоре с психологом он словесно обозначает, что определенные обстоятельства и внутренние состояния его тяготят. Однако внешне он выглядит достаточно спокойным, «собирается» перед незнакомым человеком. Или кто-то приходит по поводу депрессии, но при психологе опять-таки ведет себя вполне сдержано и даже предъявляет вполне нейтральное настроение. Вся «депрессия» проходит мимо психолога и переживается исключительно в одиночестве.

Ответственность психолога в данном случае заключается в том, чтобы всеми силами способствовать доверительной атмосфере и прояснять возможные источники недоверия. Однако и обращающимся по поводу различных эмоциональных состояний необходимо настраивать себя на то, что бы быть готовыми с этими эмоциями соприкасаться, причем в присутствии другого человека — психолога. Иначе его возможности будут сильно ограничены, поскольку психолог работает с тем, что проявляется в актуальном реальном взаимодействии.

2. Стремление к максимальной устойчивости, доверительности и стабильности отношений.

В том случае, если речь не идет об одной или нескольких (например, четырех) встречах, а о более длительном взаимодействии, то со временем и психолог, и его клиент начинают испытывать друг к другу в том числе и социально неодобряемые чувства — злость, обиду, разочарование, зависть и прочие.

Как психолог обращается со своими «сложными» чувствами вопрос его личностной зрелости и профессиональной компетентности. Обращающиеся при этом могут накапливать внутри себя веер слабо осознаваемых отрицательных эмоций, которые можно обобщенно описать ментальной категорией «разочарование», затем маркируют для себя процесс психотерапии, как бессмысленный и не приносящий пользы, и, как следствие, уходят из отношений с психологом. Часто без какого бы то ни было прощания.

НО! Что важно, так это то, что процесс психотерапии во всей своей глубине начинается только после того, как будут высказаны все первичные взаимные обвинения и недовольства, а также найдены новые способы взаимодействия в соответствии с результатами обсуждения наиболее волнующих обоих участников тем.

Есть психологическая модель описывающая цикл отношений (см. также: цикл любовных отношений), предложенная Долгополовым Н.Б. Согласно этой модели в любых отношениях — любовных, дружеских, деловых и т.д. — можно выделить 4 этапа.

  • Влюбленность, романтические отношения, идеализация партнера

Применительно к психотерапии и психологическому консультированию это такое отношению к психологу, при котором человек видит в своем специалисте того, к кому относится предвзято положительно (это отношение еще не подкреплено его реальным опытом взаимодействия с ним), и наделяет его в своем сознании определенными сверхнавыками («как психолог, он знает больше о человеческой природе»; «он больше понимает про счастье в жизни»; «он обладает средствами, которые позволят мне решить свою проблему» и т.д.)

  • Разочарование

На этом этапе разрывается большинство отношений, потому что один из партнеров просто выходит из отношений, второй же при этом может быть готов к диалогу и преодолению сложившейся ситуации.

В ходе реального взаимодействия двух людей со временем начинают проявляться личностные качества, а также практические следствия этих качеств, которые были незаметны на предыдущем этапе. Эти различия очень болезненно переживаются обоими. И в какой-то момент очень велик соблазн просто объявить эти отношения бессмысленными, а партнера «не подходящим».

Только в том случае, если оба окажутся готовы и способны не отвернуться друг от друга, но найти силы высказать, прояснить взаимные недовольства, а затем перестроить отношения в соответствии с новым «знанием» и пониманием, будет возможно продолжение и углубление отношений.

Применительно к отношениям внутри психотерапии это означает, вместо ухода или закрытия в себе высказать обиды, недовольства, разочарования, обнаружить и задать наиболее волнующие вопросы, даже через страх задеть-ранить психолога или мысли о том, что «это все равно ни к чему не приведет».

  • Полная чаша

Партнеры воспринимают друг-друга реалистично, знают и принимают различные особенности друг-друга, а также научились внутри отношений давать и получать то, в чем нуждаются. Интенсивность чувств ниже, чем на предыдущих этапах, но при этом, это отношения, которые могут длиться неограниченный промежуток времени и устойчивы к разрушению от текущих конфликтов или стрессовых внешних обстоятельств.

  • Завершение отношений

Отношения завершены или находятся на минимальном уровне поддержки — энергия отношений также минимальна.

3. Для достижения наибольшей плодотворности в работе с психологом, необходима полная включенность в процессы своего личностного развития или в те актуальные задачи, по поводу которых имеет место обращение.

В этом аспекте психолог похож, например, на репетитора. Можно выбрать самого лучшего репетитора, но если заниматься, математикой, только 1 час в неделю, то сдать экзамен по математике в хороший ВУЗ не получится. И наоборот, будучи увлеченным математикой в течение недели, можно накопить внутри себя за это время определенное количество вопросов и прийти с ними на встречу, стараясь их прояснить.

Психолог своей активностью не сможет скомпенсировать пассивность обращающегося. Обычно чем большую активность предпринимает сам человек, тем больше ему в решении проблем могут помочь изменяющиеся внешние обстоятельства (они же новые возможности) или другой человек (репетитор, специалист-психолог).

4. Чем более конкретные запросы даются для работы психологу, тем больше вероятность того, что он будет полезен в их решении.

Есть многим известный отличный анекдот: «Пошла красная шапочка по грибы, да по ягоды. А вернулась ни с чем. Потому что нужно ставить конкретные цели!»

Например, запрос «у меня уже 10 лет не складывается личная жизнь» это запрос на исключительно долгосрочную психологическую работу. А запрос «у меня есть определенные трудности с мужчинами, например, вчера меня снова обманул человек, на которого я рассчитывала…» можно начать прорабатывать уже на первой встрече.

Вы можете предложить свою тему, на которую хотели бы прочитать текст моего авторства. Так я смогу лучше понять, что интересно вам — читателям сайта, и при возможности постараюсь писать по наиболее востребованным вопросам. Если я напишу и опубликую материал на «вашу тему», я отправлю по указанной почте ссылку на него.

Для этого напишите через форму обратной связи (внизу странички):

  1. Предложить тему: название…
  2. Пояснение к названию.
  3. В связи с какими жизненными обстоятельствами эта тема вам сейчас интересна (можно коротко и обобщенно).*

* Задаю этот вопрос для того, чтобы понять, на чем именно сделать акценты в создаваемом текте.

Консультация психолога

Прием в Москве — метро Рижская

MariaNifontovna@gmail.com

+7 903 542-91-77

Записаться

Распространенные темы для работы

Задать вопрос психологу

Вы можете задать мне вопрос на интересующую вас тему через форму обратной связи. Примеры таких вопросов, можно увидеть в рубрике «Вопрос‑ответ». Там же в скором времени появится ответ на ваш вопрос, копия будет отправлена на указанную электронную почту. Я постараюсь ответить в самые ближайшие сроки.