Терапевтические группы в 2024 году: узнать больше.

Небольшой шаг к изменению жизни

Люди сильно различаются друг от друга по своему умению брать, благодарить и ценить полученное...

21 Августа, 2014 года

Данная статья посвящена одному из возможных, и в то же время необходимых, шагов к внутренним изменениям.

Этот шаг заключается в отказе от чувства защищенности, неуязвимости.

Существует два принципиально противоположных «состояния сознания» — состояние обучения и состояние безусловного знания. Дети очень легко меняются и подстраиваются к внешним условиям. Это вполне объяснимо — иначе они бы просто не смогли адаптироваться в социуме. Они постоянно находятся в состоянии готовности и каждый день впитывают много нового. Такая позиция подразумевает некоторое унижение, чтобы учиться необходимо признать свою несостоятельность в чем-то и смотреть на себя с точки зрения своих слабых сторон.

Видение себя как человека «не знающего», «учащегося» предполагает переживание дискомфорта, неопределенности, неуверенности, зависимости, которые могут избегаться во взрослом возрасте, поскольку всегда можно опереться на свои сильные стороны и воспользоваться уже проверенными средствами.

Например, вы много лет развивались в своей профессии и пришли на очередную конференцию/собрание коллег. Можете ли вы прийти туда действительного готовым к получению нового материала или предпочтете остаться при ощущении своей самодостаточности.

Учиться значит воспринимать себя как человека нуждающегося в чем-то, чего пока нет. «Эксперт» не акцентируется на своих нуждах и мыслит себя исключительно с точки зрения своих актуальных возможностей и навыков, чувствует себя защищенно, но останавливается.

С возрастом соблазн не входить в состояние потенциальной уязвимости, нужды в чем-то внешнем увеличивается. Обучение больше не является необходимостью для выживания и становится делом исключительно добровольным. Тем более, что с увеличением продолжительности жизни все чаще приходится учиться уже не у учителей старшего поколения, а своих же сверстников, что еще более трудно.

Многие люди в какой-то момент просто закрываются для потенциальных изменений себя, начинают опираться на уже накопленные опыт и знания. Но тогда становится невозможным или сильно замедляется личностное развитие, уменьшается спонтанность и креативность человека, появляется состояние подавленности, которое можно так часто увидеть на лицах пожилых людей.

Состояние потенциальной уязвимости, открытости для нового взгляда и впечатления является необходимым шагом к возможным личностным изменениям, а они, когда случаются, приносят в жизнь что-то новое, что-то желанное, ранее невозможное. Мне близка точка зрения, что изменения, внутренние или внешние, в первую очередь возможны там, где есть выход из зоны комфорта — зоны уже изведанного, познанного, изученного и безопасного.

Люди могут сильно различаться по своей способности обучаться на собственном опыте.

Я часто замечала, что кто-то способен открыть для себя нечто принципиально новое даже в самых простых повседневных непримечательных ситуациях. Другие же, наоборот, склонны воспринимать все происходящее, как само собой разумеющееся и ничего особенного не приносящее.

Один вспомнившийся пример: проходил многодневный зарубежный интенсив по психологии. Обратило на себя внимание то, что некоторые участники довольно быстро начинали испытывать благодарность к учителям, лекторам и организаторам. Они же отзывались, как много им уже удалось почерпнуть для себя и своей работы. Другие участники были менее удовлетворены работой учителей-организаторов-лекторов и гораздо реже отмечали, что смогли получить для себя что-то ценное. Вне сомнения, учителя или другие деятели могут быть талантливы в большей или меньшей степени, но идея этой статьи состоит в том, что умение получать во многом зависит и от самого человека. Поэтому возможность изменения себя появляется вместе с открытостью неизведанному и желанием искать-брать что-то новое от окружающих людей или текущих событий.

Изменение жизни — обычно результат очень конкретных действий, которые, в конечном счете, приводят к ее реорганизации. Принято считать, что если нельзя что-то изменить, то нужно изменить к этому отношение. Я думаю, что многие практикующие психологи часто сталкиваются с запросом:

«А можно сделать так, чтобы я стал(а) по-другому ко всему этому относиться — менять что-то я бы не хотел(а), но хочу чувствовать большую удовлетворенность».

Тут есть сложность, поскольку одна из функций эмоций, как писал классик отечественной психологии А.Н.Леонтьев, — это «оценка внешних обстоятельств в соответствии с тем, как они соотносятся с наиболее важными потребностями личности».

Это означает ровно следующее: если человек испытывает негативные эмоции в отношении какой-либо ситуации, значит эта ситуация отрицательно влияет на возможности этого человека удовлетворять свои наиболее значимые личностные потребности. То есть изменить исключительно эмоции невозможно, так же как нельзя испытать удовлетворенность без удовлетворения потребности (невозможно ощутить утоление жажды, пока не найдешь воду и т.д.).

В.Франкл впервые использовал ставшую общеизвестной фразу — «если невозможно что-то изменить, то нужно изменить свое отношение к этому» в своей книге. Он сидел в концентрационном лагере и там вдохновился на свои знаменитые труды, ставшие классическими в психологической литературе, — «Человек в поисках смысла» и «Сказать жизни «Да»: психолог в концлагере».

«У заключенного остается только одно — «последняя свобода человека», способность «выбрать свое отношение к данным ему обстоятельствам».

Важно, на мой взгляд, то, что просто так отношение к внешним обстоятельствам или ситуации не меняется. Ему предшествует пусть небольшое, но существенное изменение личности в целом — приобретение нового опыта, разрешение внутреннего конфликта, интеграция противоположных переживаний (любви и ненависти). Поэтому так важно создание условий для потенциальных изменений.

Читать также:«Свое уникальное счастье"

На вопросы, в чем заключается счастье и что стоит того, чтобы жить, каждый человек отвечает тем, какой жизненный путь он выбирает. Лучший способ поговорить, задуматься об этом - найти внутри себя отклик… в том числе на то, что уже когда-то делалось или делается другими.

Консультация психолога

Прием в Москве — метро Семеновская

ptcouns@gmail.com

+7 901 187-70-06

Записаться

Распространенные темы для работы

Задать вопрос психологу

Вы можете задать вопрос на интересующую вас тему через форму обратной связи. Примеры таких вопросов, можно увидеть в рубрике «Вопрос‑ответ». Там же в скором времени появится ответ и на ваш вопрос, копия будет отправлена на указанную электронную почту. Ответит на ваш вопрос наш небольшой коллектив психологов. Выбрать, кто именно ответит на ваш вопрос, нельзя. На текущий момент участвуют в составлении ответов Оноприкова Ольга, Баскакова Наталья, Дмитрий Бакушин. Мы постараемся ответить в течение трех суток с момента получения вопроса. В месяц нам по силам ответить только на 12 вопросов, поэтому мы отвечаем на 12 первых присланных.