Меню

Интервью о красоте, внешности, эстетических предпочтениях и отношении к себе. Часть 1

На вопросы отвечает психолог Долгополова Мария. Интервью проводит: Дарья Шипачева.

25 Марта, 2017 года

По материалам беседы напечатана статья в журнале «Самсон №9» (март—май 2017).

Изображение: Пабло Пикассо, цикл портретов, 1925-1938 (Мария Тереза Вальтер)

Как формируется восприятие красоты? Сильно ли те или иные стереотипы и установки, связанные с красотой, влияют на нашу жизнь?

В какой момент у человека начинает формироваться восприятие красоты? Что больше на это влияет – гены или среда?

До определенного возраста у детей нет представлений о красивом и уродливом в нашем, взрослом, понимании. Воспринимая предметы, младенцы испытывают базовые эмоции и переживают импульсы «к» и «от». Для того, чтобы считать нечто «красивым», необходимо речевое мышление, позволяющее категоризовать результат восприятия — зрительный образ. Ученые проводили исследования, в которых они следили за движениями зрачков младенцев. Выяснилось, что их взгляд задерживается на формах, напоминающих лицо матери и человеческое лицо в целом. Они предпочитают яркие цвета блеклым, сложные формы простым. Приближающиеся темные предметы пугают их.

Как и для многого другого, на формирование представлений о красоте влияют факторы: семьи и среды. И довольно много можно сказать о том, как именно это происходит. Данный вопрос интересовал представителей различных профессий и потому неплохо изучен.

Влияет ли генетика, конституциональные особенности? Обычно, генетический вклад есть почти во все, что связано с развитием, но по обсуждаемой теме, мне не известны исследования, описывающие характер этой взаимосвязи. Однако, стоит отметить, что существуют некоторые прижизненно стихийно закладывающиеся способности, которые формируются в очень раннем детстве и лишь в ограниченной мере могут быть развиты во взрослом возрасте. Предрасположенности к этим способностям являются врожденными. Например, различение сочетающихся оттенков. Если на картине нарисовано желтое яблоко, коричневый стол и красные шторы, то для наибольшей сочетаемости цветов нужно добавить в желтое яблоко оттенки красного и коричневого, в коричневый стол оттенки красного и желтого, и так далее. Как итог, кто-то способен оценить качество подбора цветов на картине, а кто-то не заметит диссонирующих оттенков. В слуховом восприятии аналог различению оттенков — абсолютный слух.

Как именно влияют среда и семья на формирование вкуса?

Если начать с семьи, ребенок воспринимает и считывает вкусы родителей и либо подражает им, перенимая их предпочтения (идентифицируется с ними), либо старается противопоставить себя им.

Идентификация или обратная идентификация в любой сфере, в том числе и в эстетических предпочтениях, будет зависеть от множества факторов, в том числе и от характера складывающихся отношений. При надежном типе привязанности к родителям дети в большем круге вопросов ориентированы на преемственность («хочу быть похожим на маму», «хочу быть похожим на папу»).

Пример анти-идентификации: дети обеспеченных родителей, любящие все натуральное, первозданное, «не прилизанное» или дети родителей без эстетических запросов («важен только функционал!»), которым не жалко никаких сил попытаться создать то, что они считают красотой во всей ее полноте. Еще один распространенный вариант — страстное стремление к «хайтековскому» минимализму после культа заполоненных вещами пространств.

Разница во вкусах между поколениями может объясняться не только отношениями в семье, но и желанием ребенка намеренно или неосознанно освоить новые «идеалы красоты», которые ему еще не знакомы. Как результат ребенок сможет понять, нравится ли ему так или нет, нужно ли возвращаться к семейным устоям, ценностям и привычкам или лучше оставить свои нововведения. Пик экспериментов, естественно, приходится на начало самостоятельного проживания, но что-то может быть «проверено» уже в подростничестве.

Среда — это СМИ, реклама, кино, книги, люди, социальные коллективы, все то, что было однажды нами воспринятым вне семейного контекста. Весь этот опыт воспитывает вкус индивида.

А что насчет средств массовой информации?

Журналы, интернет, реклама и кино существенно влияют на наши представления, в том числе, о красоте. В погоне за узнаванием все новых закономерностей этого влияния пребывают маркетологи, психологи, бизнесмены, политики, управленцы и «макиавеллисты»-практики любых форм занятости.

Например, часто проводятся прикладные исследования целевой аудитории, чтобы понять, какие цвета, образы и фигуры ассоциируются с успехом, богатством, комфортом. Именно их потом используют в рекламе, чтобы продвинуть определенный продукт или бренд.

Так, например, в 30-е годы прошлого века рекламщикам удалось сделать привлекательным образ курящей женщины. Хотя раньше женщина с сигаретой воспринималась негативно, благодаря рекламе такой образ стал символом независимости, сексуальности и положительной раскрепощенности. До сих пор многие мужчины находят расслабленную, уверенную, неспешно курящую женщину очень соблазнительной. Это при том, что эволюционный принцип и прагматизм — в пользу некурящих женщин.

Современный пример, один из последних европейских трендов — мужчины-модели с бородой. Из-за этого изменяются, перестраиваются ассоциативные ряды воспринимающих лиц. Если раньше «мужчины с бородой» — это были ассоциативно мудрые старцы, «отцы», священники, таежники, путешественники, иногда хронические алкоголики, бомжи. То сейчас у бороды появляется новый виток «смыслов» — связанных с молодостью, успешностью, стилем, инновациями.

Конечно, в идеальном мире рекламщиков мы все одинаково, как собаки Павлова, реагируем на обертку и начинаем любить то, что продвигают по телевидению и в прочих медиа. К счастью, это не всегда так. Есть люди более конформные, поддающиеся трендам, а есть «поленезависимые», критично оценивающие, в том числе то, что все вокруг считают однозначно привлекательным. В процессе воспитания очень важно развивать в ребенке критическое мышление, чтобы он мог оценивать красоту, исходя из своих внутренних оценок, а не слепо следуя трендам.

Поделиться:

Вы можете предложить свою тему, на которую хотели бы прочитать текст моего авторства. Так я смогу лучше понять, что интересно вам — читателям сайта, и при возможности постараюсь писать по наиболее востребованным вопросам. Если я напишу и опубликую материал на «вашу тему», я отправлю по указанной почте ссылку на него.

Для этого напишите через форму обратной связи (внизу странички):

  1. Предложить тему: название…
  2. Пояснение к названию.
  3. В связи с какими жизненными обстоятельствами эта тема вам сейчас интересна (можно коротко и обобщенно).*

* Задаю этот вопрос для того, чтобы понять, на чем именно сделать акценты в создаваемом текте.

Консультация психолога

Прием в Москве — метро Рижская

MariaNifontovna@gmail.com

+7 903 542-91-77

Записаться

Распространенные темы для работы

Задать вопрос психологу

Вы можете задать мне вопрос на интересующую вас тему через форму обратной связи. Примеры таких вопросов, можно увидеть в рубрике «Вопрос‑ответ». Там же в скором времени появится ответ на ваш вопрос, копия будет отправлена на указанную электронную почту. Я постараюсь ответить в самые ближайшие сроки.