Терапевтические группы в 2024 году: узнать больше.

Как правильно отказать, чтобы не возникло проблем на работе?

Я работаю в школе учителем русского языка и литературы. Нагрузка больше 30 часов в неделю. В каждом классе есть внеурочная деятельность, которая проводится на добровольной основе. Но меня администрация заставляет ее проводить. Я объясняю, что у меня нагрузка такая, что у меня даже перемен нет. Как быть? Не хочется вопросы решать через закон.

Я возмущена. Я считаю, что если внеурочная деятельность проводится на добровольной основе, то и вести ее должны люди заинтересованные. Если руководитель кружка заинтересован, то и детям будет интересно. А у нас получается следующее: администрации не хочется искать резервы, они и нагружают. Как правильно отказать, чтобы не возникло проблем?

16 Августа, 2019 года

Спасибо за Ваш вопрос, Светлана. Ответ на него составила психолог Ольга Гудкова.

Здравствуйте, Светлана!

Спасибо за Ваш вопрос. Судя по всему, сейчас Вы находитесь в сложной ситуации выбора: согласиться с решением администрации или отказаться от внеурочной деятельности. Ваша реакция возмущения на ситуацию, которая Вам кажется несправедливой в свете большой основной нагрузки, совершенно естественна и понятна. Как поступить, решать только Вам. Могу сказать точно, что проанализировав ситуацию, будет проще принять решение.

Опираясь на ваше письмо, можно сделать лишь несколько предположений и направить Ваше внимание, на то, о чем стоит подумать. Для начала необходимо понять, предполагаются ли в принципе переговоры с противной стороной, или в данном случае решение администрации уже не подвергается обсуждению? Подозреваю, что в Вашей ситуации, переговоры все-таки возможны.

Самое простое, на первый взгляд, ответить «нет». Но, поскольку это не просто бытовой разговор, а решение рабочих моментов с начальством, эмоциональный отклик не станет хорошим помощником в решении проблемы. Необходимым будет заготовить веские аргументы, почему Вы отказываетесь от этой деятельности, при этом постараться сохранить хорошие отношения с начальством.

Могу утверждать, что очень многие испытывают большие трудности с тем, чтобы сказать «нет», даже если объективно у них были все моральные и законные права отказаться. Эти страхи могут быть связаны с:

— желанием быть хорошим, не испортить отношения и попыткой нравиться всем вокруг.

— попыткой сохранить собственный эмоциональный комфорт. В таком случае, человек стремится «убежать» от отрицательной, возможно, агрессивной эмоциональной обратной связи оппонента, мишенью которой он может оказаться. Однако эмоциональный комфорт в данном случае — видимость. Поскольку, выбирая не вступать в переговоры сейчас, Вы рискуете обречь себя на еще больший дискомфорт в последствии, при выполнении новых обязанностей.

— предположением, что потом это решение «аукнется» или же из-за этого будут упущены какие-то возможности. Например, что в будущем в отместку начальник не разрешит уйти пораньше или не выпишет премию. Конечно, исключать такого варианта нельзя, однако полезно помнить и другую сторону данной проблемы. Зачастую тех, кто всегда на все соглашается, воспринимают хуже тех, кто может твердо и корректно отказать. Ваша бесконечная готовность идти навстречу не будет восприниматься как ваша заслуга и вряд ли принесет какие-либо дивиденды.

Хорошая аргументация должна помочь справиться с приведенными выше страхами. Во-первых, не будет происходить концентрации на страшном слове «нет», во-вторых, она поможет убедиться и Вам в том числе, что Вы приняли правильное решение.

Может быть полезным для собственного понимания обозначить т. н. «бюджет» вопроса. То есть, если Вы принимаете предложение администрации, что Вы получаете?

Бюджет:

1. Временной (Сколько времени у Вас будет уходить на внеурочную деятельность? Сколько времени будет уходить на подготовку к ней? Чем бы вы занимались в то время, на которое поставили внеурочную деятельность?);

2. Энергетический (Будете ли Вы успевать удовлетворять Ваши основные потребности (как минимум, базовые физиологические: еда, сон и т.д.)? Будете ли Вы успевать так же качественно выполнять свою основную работу?);

3. Финансовый (Как оплачивается и оплачивается ли деятельность, предлагаемая администрацией? Может быть, в это время Вы репетиторствуете, таким образом, имея бОльшую финансовую выгоду);

4. Эмоциональный. Насколько предложенная деятельность может выматывать вас в эмоциональном плане? На что Вы хотите потратить это время? Что бы Вам принесло бОльшее удовольствие? Действительно ли вы не будете получать удовольствие от дополнительных занятий? Не откроются ли перед Вами какие-то новые возможности в дополнительных занятиях с детьми? Может быть, Вами будет организована исследовательская группа, которая будет работать над интересным проектом, и это станет возможностью проявить себя, в том числе. А, возможно, в Вашей голове возникают образы сорванных планов, проблем с друзьями или членами семьи, которые «промениваются» на выполнение «навязанных» обязанностей, постоянный стресс и нехватка времени, которые могут стать аргументом к тому, чтобы отказаться от предлагаемой администрацией внеурочной деятельности.

После того, как ситуация разложена «по полочкам», и если Вы все так же готовы отказаться от предложения администрации, должно быть проще найти нужные аргументы. Необходимо помнить о следующих правилах аргументации:

1. Тезис:

Формулируем свою позицию: « Я считаю, что..» ( «Меня не нужно привлекать к внеурочной деятельности»).

2. Доводы:

Формулируем довод, то есть объясняем: «Потому что…» .

Поддержка: «Я могу это подтвердить…» (привести исторические примеры, статистику, результаты исследований, документы\законы и т.д.).

Следствие: «Следовательно…» (призвать к действиям).

3. Тактика: необходимо обеспечить выгоды для оппонента, то есть объяснить, что они «выиграют», приняв предлагаемое Вами решение, и снять риски ( оппонент ничего не потеряет или минимально потеряет).

Как оценить силу доводов? — Проверить доводы на:

1. Доказанность (доказанный довод или нет, подтвержден ли документацией, например). Похоже, при поиске сильных доводов все же придется разобраться с законодательной базой.

2. Связь с тезисом ( следует ли тезис из довода).

Альтернативный вариант. Возможно, для Вас также подойдет вариант с обсуждением компенсации (материальной или нематериальной) или каких-то компромиссов, Вы всегда можете дать согласие, но на определенных условиях. В противном случае велика вероятность, что Ваши отказы будут сочтены за капризы и вызовут слишком яркое неудовольствие.

Это, во-первых, продемонстрирует начальству, Вашу готовность и желание помочь и пойти навстречу, вместе с этим, дать понять, что предлагаемый вариант нагрузки Вам никак не подходит. Например, Вы можете взяться за внеурочную деятельность, но тогда точно не успеете вот это и то. В таком случае с Вас снимется бремя выбора, и «эстафетная палочка» аккуратно перейдет в руки администрации, которой придется решить, какой задачей Вы в итоге займетесь. Конечно, очень важно говорить спокойно и твердо, не ставя ультиматум и не оправдываясь.

Желаю Вам успеха в выстраивании подходящего взаимодействия с администрацией, надеюсь, мой ответ будет для Вас чем-то полезен.

Консультация психолога

Прием в Москве — метро Семеновская

ptcouns@gmail.com

+7 901 187-70-06

Записаться

Распространенные темы для работы

Задать вопрос психологу

Вы можете задать вопрос на интересующую вас тему через форму обратной связи. Примеры таких вопросов, можно увидеть в рубрике «Вопрос‑ответ». Там же в скором времени появится ответ и на ваш вопрос, копия будет отправлена на указанную электронную почту. Ответит на ваш вопрос наш небольшой коллектив психологов. Выбрать, кто именно ответит на ваш вопрос, нельзя. На текущий момент участвуют в составлении ответов Оноприкова Ольга, Баскакова Наталья, Дмитрий Бакушин. Мы постараемся ответить в течение трех суток с момента получения вопроса. В месяц нам по силам ответить только на 12 вопросов, поэтому мы отвечаем на 12 первых присланных.