Я работаю в школе учителем русского языка и литературы. У меня есть сын, который через год перейдет в 5 класс. Сын сейчас уже беспокоится о том, что с 5 класса у него не будет друзей, потому что мама начнет их учить. Как быть в такой ситуации?
Спасибо за Ваш вопрос, Кристина. Ответ на него составила психолог Татьяна Бобченко.
Здравствуйте, Кристина!
Прочитав Ваш вопрос, я обратила внимание на следующее.
1. Ситуация, действительно, напряженная. В ней и Вы, и Ваш сын оказываются в двух ролях одновременно: семейной и деловой. Вы — мама и учитель, а мальчик — сын и ученик.
2. Мальчик беспокоится по поводу возможной потери друзей. Значит их наличие и отношения с ними для него важны.
3. Он думает, что то, что Вы будете учить их класс, может стать причиной потери друзей.
4. Мальчик перейдет в 5 класс только через год, а тревога появилась уже сейчас. То есть он заранее предвосхищает неблагополучную ситуацию, которой сейчас нет.
В этой ситуации Вы можете помочь сыну тем, что, прежде всего, поговорите с ним об этом и спокойно послушаете, что он Вам расскажет. Такой разговор будет для него проявлением внимания к нему и к его переживаниям. Ваши вопросы, внимательное слушание могут стать для него поддержкой, позволят высказаться и не оставаться один на один со своими мыслями и тревогой. Беседа с мальчиком также поможет Вам понять его чувства, мысли и представления об этой ситуации более конкретно, снизить тревогу сына в связи с предстоящей ситуацией и успокоить его, а ему разобраться в том, что с ним происходит.
Эта беседа может иметь следующее содержание.
1. Отношения сына с ребятами в классе сейчас. С кем он дружит? Как выбирает друзей? Выбирают ли его для дружбы? Почему считает их друзьями? Как он к ним относится, и как они к нему относятся? На чем основана их дружба? Что сын делает, чтобы с кем-то дружить? Были ли реальные ситуации, когда он оставался один, без друзей? С ним кто-то не хотел или прекращал дружить? Или в классе есть такие случаи, когда кто-то с кем-то не дружит совсем?
2. Уточнить переживания сына, связанные с тем, что Вы можете стать учителем сына, по отношению к Вам и к ребятам. Это важно, так как беспокойство, о котором Вы пишете, может включать разные эмоции. Например, перед Вами он может теряться, потому что, как общаться с мамой он знает, а как с мамой-учителем – нет. Или чувствовать одновременно разные чувства: любовь к маме и страх перед учителем-мамой. А может пугаться Вас как учителя или злиться, что ни у кого мама учить их класс не будет, а у него будет. Об этом важно поговорить. Перед ребятами может быть неловко, неудобно, что мама будет их учить. Стыдно, что Вы его будете выделять, или ставить отметки хуже или лучше, что у других, что Вы просто мама, которая будет находиться рядом с ним повзрослевшим.
3. Выяснить, как появились такие представления. Он сам так думает или видел, знает ситуацию, когда с кем-то не дружили потому, что его мама учит их класс? Почему он так думает? Как Вы в его представлении будете относиться к нему, и как к ребятам? Что ребята будут думать о нем? Как это повлияет на их отношение к Вашему сыну?
4. В связи с предстоящим переходом в пятый класс, его беспокоит только эта ситуация, или беспокоит что-то еще?
Я думаю, что в ходе беседы возникнуть моменты, когда важно будет сыну сказать, что Вам понятны его чувства или дать мудрый совет, как поступить.
Кроме этого сами обратите внимание и проанализируйте для себя следующее.
1. Через год распределение учебной нагрузки обязательно будет такое, что Вы будете учить класс Вашего сына, или это возможный вариант?
2. Что думаете Вы в связи с тем, что Вы будете или, возможно, будете учить сына и его класс? Что переживаете и чувствуете? Как сами относитесь к такой ситуации?
3. Знаете ли Вы ситуации, когда Ваши коллеги учили своих детей и их классы? Это были благополучные отношения с детьми и детей с одноклассниками? Что помогало им строить благополучные отношения с детьми, а детям с классом?
Татьяна Григорьевна Бобченко — психолог, гештальт-терапевт, кандидат психологических наук, доцент.
Место работы: Владимирский государственный университет им А.Г. и Н.Г. Столетовых, кафедра социальной педагогики и психологии
Образование: высшее. Окончила:
— Владимирский государственный педагогический институт по специальности педагогика и методика начального обучения (1992)
— Владимирский педагогический университет по специальности психология (1997 г.)
— Московский Гештальт Институт (2014), специализации «Ресурсы и техники в телесно-фокусированной гештальт-терапии» и «Гендерные и семейные отношения в свете динамической концепции личности».
Связаться с Татьяной можно по адресу: ta-bobchenko@mail.ru
Тел. +7 (920) 920-25-77
Прием в Москве — метро Семеновская
Вы можете задать вопрос на интересующую вас тему через форму обратной связи. Примеры таких вопросов, можно увидеть в рубрике «Вопрос‑ответ». Там же в скором времени появится ответ и на ваш вопрос, копия будет отправлена на указанную электронную почту. Ответит на ваш вопрос наш небольшой коллектив психологов. Выбрать, кто именно ответит на ваш вопрос, нельзя. На текущий момент участвуют в составлении ответов Оноприкова Ольга, Баскакова Наталья, Дмитрий Бакушин. Мы постараемся ответить в течение трех суток с момента получения вопроса. В месяц нам по силам ответить только на 12 вопросов, поэтому мы отвечаем на 12 первых присланных.