Меню

Когда я говорю о своих целях и желаниях, нет мотивации и энергии, как раньше...

Здравствуйте! Мне 15 лет. Начну с поставленного психиатром диагноза ПТСР, ангедония с циклотимией. Больше всего меня волнует нежелание делать уроки, тяжёлые вздохи и какая-то вялость не только в теле, но и морально после 2 уроков. Тяжёлая голова, истерики, если что-то не получается, позиция жертвы и отказ воспринимать трезво и продолжить работу. Я ведь знаю, что если собраться и подумать логически, всё получится. Но взять себя в руки не получается, а экзамены сдавать надо.

И с самого начала года у меня началась паника с мыслями, что я не успею, я не сдам. Уже тогда я знала, что не буду сидеть и готовиться, хотя в прошлом году и готовилась, и строила планы, и мечтала, энтузиазм бил ключом, и усталость была в радость. В последней четверти 8 класса, когда я раздражалась из-за пустяков, впадала в жертву, перестала следить за собой, я подумала, что мне нужен отдых.

И в сентябре я подумала, мне просто нужно разобраться с тем, кем я хочу быть, и чего хочу добиться... Но когда я говорю о своих целях и желаниях, нет мотивации и энергии, как раньше... Нет хобби, не потому что мне не нравится, редко получаю удовольствие... Словно мне всегда лень и меня хватает ненадолго. Будь то уроки или сериал. С первым просыпается какое-то поверхностное удовольствие, затем пропадает, когда вспоминаю о том, что вообще-то мне нужно расставить приоритеты и сделать упор на других предметах. А сериалы и иногда общение вызывают чувство вины после, так как я даже не начала готовиться!

Я будто стала опять 13-летней девочкой. Недостатки не только характера, но и учебные, что я так долго за эти 2 года дополняла, снова выплыли наружу и это бесит. Ещё бесит, что постоянно со мной происходит одно и тоже. Я думаю о чём-то, решаю задачу своего будущего, не могу прийти к решению. Но я же уже решила её раньше. И я понимаю это только когда снова решаю её также. И записать не запишу. Не знаю, почему, но мысль об этом вызывает сопротивление. Тоже самое с какой-либо другой информацией. Я так одержима идей найти готовый ответ и поглощена эмоциями... Мне трудно формулировать, рассуждать... Голова пустая... И сейчас, выполняя какие-то задание самопомощи, вспоминая, что это происходит со мной, я не чувствую, что это я. И наоборот. Когда я гуляю с девочками мне приходит в голову, что неужели я в 9 классе и... Неужели всё это, действительно, происходит со мной? И мне так надоело слишком быстрое принятие и отказ от решений.

В понедельник я ненавижу себя и думаю о ничтожности своей жизни и перспектив, а во вторник жизнь кажется мне переполненной возможностями и радостной. И даже в понедельник, несмотря на пессимистичность возникают резкие желания подарить любовь всем друзьям. И это так странно... Я часто ухожу в фантазии, часто ставлю на фон музыку, хотя она мне надоела, прямо руки чешутся её включить. И я незнаю, какая моя проблема, потому что несколько минут назад я рыдала и думала о том, что устала от себя, что хочу исчезнуть, и я не понимаю насколько сейчас это правда, и я не знаю, как хочу организовать свою жизнь... Ещё мне все кажется бессмысленным. Я хочу быть прежней прошлогодней девушкой, пусть она и была одержима уроками, здоровым образом жизни и её улучшением, но она была работоспособной, успешной, энергичной и получала удовольствие.

12 Октября, 2022 года

Спасибо за ваш вопрос, Диана. Ответ на него составила психолог Ольга Оноприкова.

Здравствуйте, Диана!

В первую очередь хочется Вас поддержать, Вам правда очень нелегко, и, как мне кажется, важно не требовать от себя слишком много, поддерживать себя и стараться не акцентироваться только на успехе.

Вы описали прежнюю себя как девушку «одержимую» уроками и здоровым образом жизни, выглядит так, что стремление самосовершенствоваться и достигать новых вершин стало слишком большим, это могло усугубить Ваше состояние, истощить. Я вспоминаю себя в Вашем возрасте: тогда мне казалось, что главное в жизни — это поступить в престижный ВУЗ, хорошо учиться, чтобы потом много работать, казалось, будто я сейчас закладываю важнейший и определяющий всю мою дальнейшую жизнь фундамент. Я привожу свой пример потому, что предполагаю, что это действительно сложный возрастной период, тревожный, он может проживаться как слишком большая ответственность. Я согласна, что в этом есть доля правды, но это всё же не совсем так. Мой опыт, да и многих выросших ровесников, показал, что очень многое потом можно доделывать, что обучение, навыки не закладываются только в определенный период, на это можно отвести всю жизнь, хоть до самой старости, тогда нет сакрального смысла торопиться. Мои наблюдения показали, что оценки не определяют степень дальнейшей состоятельности, на неё влияет много факторов, к моему удивлению я заметила, что часто люди становятся успешными в том, что им искренне нравится, когда они могут учиться или работать достаточно расслабленно, не гонясь за результатом, а из интереса и удовольствия. Но совершенно естественно, что такое удовольствие не вызывает вся учеба, многим школа в целом откровенно не нравится, а интерес приходит сильно после.

Но чтобы пришли интерес и удовольствие необходимо отпустить «внутреннего критика», искренне разрешить себе не любить какие-то предметы, позволить себе испытывать нежелание учиться, не осуждать в себе эти чувства. Я вовсе не имею в виду то, что нужно совсем забросить школу. Конечно образование — это важно, я поддерживаю эту ценность, но не стоит переоценивать значимость своей постоянной вовлечённости в учебный процесс, не полезно ругать себя за сопротивление, ведь от этого оно только увеличивается.

Я допускаю, что во многом у Вас может происходить следующее: Вы правда устали от учебы, Ваш диагноз предполагает что Вам в целом тяжелее приступить к занятиям, но далее, вместо принятия себя в этом, самоподдержки и возможно временного снижения нагрузки, Вы начинаете винить себя. От этого Ваше напряжение и стресс, которых и без того много, начинают усиливаться, далее Вам становится ещё сложнее заниматься уроками.

Я бы рекомендовала Вам рассмотреть подробнее, как у Вас возникает чувство вины: перед кем и за что Вы виноваты, если будете учиться с меньшим энтузиазмом? Кто ждёт от Вас результатов? Почему это настолько важно? Чего Вы боитесь потерять, если не будете стремиться постоянно к успеху? Знаете ли Вы примеры людей, которых уважаете, кто не требовал от себя много, трудился по силам, но в итоге смог состояться достаточно хорошо? Я бы рекомендовала Вам попробовать работу с психологом, возможно, проработка указанных мной вопросов помогла бы несколько стабилизировать Ваше состояние.

Надеюсь, мой ответ будет Вам полезен.

Консультация психолога

Прием в Москве — метро Семеновская

ptcouns@gmail.com

+7 901 187-70-06

Записаться

Распространенные темы для работы

Задать вопрос психологу

Вы можете задать вопрос на интересующую вас тему через форму обратной связи. Примеры таких вопросов, можно увидеть в рубрике «Вопрос‑ответ». Там же в скором времени появится ответ и на ваш вопрос, копия будет отправлена на указанную электронную почту. Ответит на ваш вопрос наш небольшой коллектив психологов. Выбрать, кто именно ответит на ваш вопрос, нельзя. На текущий момент участвуют в составлении ответов Оноприкова Ольга, Баскакова Наталья, Дмитрий Бакушин. Мы постараемся ответить в течение трех суток с момента получения вопроса. В месяц нам по силам ответить только на 12 вопросов, поэтому мы отвечаем на 12 первых присланных.