Меню

Если ребенок не такой, как родители — стратегии воспитания

Я довольно часто использую в своей работе личностную типологию по Кеттеллу. Она основывается на врожденных различиях личности, а также позволяет увидеть некоторые общие тенденции развития.

10 Октября, 2014 года

Обычно я начинаю так:

«Знаете ли вы о том, что люди рождаются разными. Есть шесть основных типов. Они отличаются друг от друга здоровьем, способностями, темпераментом, поведением. Есть несколько простых вопросов, по которым можно понять каким родился ваш ребенок, а каким родились вы, может это поможем вам лучше его понять?»

  • Какие были роды?
  • Как ребенок спал (и засыпал) в первый год жизни? Как ел?
  • Как часто болел? Склонен ли к аллергиям и простудам?
  • Насколько был в раннем детстве чувствителен (к боли, к перемене погоды и т.п.)?
  • Как вел себя в песочнице в компании с другими детьми (верховодил, был ведомым, предпочитал играть один)?

Доминантные дети

А. Есть дети доминантные, они обычно отличаются хорошим здоровьем, хорошо едят, хорошо спят, быстро засыпают, активны, не очень чувствительны к боли, почти не болеют, не склонны к аллергиям, обладают сильной нервной системой. Про их первый год жизни мамы обычно говорят: «С ним не было хлопот». Еще эти дети отличаются тем, что уже с раннего детства вокруг них сплачиваются другие дети, они организуют игры и часто в них лидируют.

Основная мотивация этих детей: стремление к успеху, стремление к росту. Они плохо переносят неудачи или давление. Они склонны к прямой конфронтации, вольнолюбивы. Мальчишки могут быть «отличниками-хулиганами» или «умными двоечниками». Девчонки могут предпочитать игры мальчишек, требующих силы и ловкости, быть «маленькими разбойницами».

Эти дети — испытание для родителей. Они обладают силой характера и не любят подчиняться, на насилие реагируют стойкостью.

Пример из практики

Мама тринадцатилетней дочери обратилась к психологу:

«Не знаю, что с ней делать. Она какая-то наглая. Ее задача учиться. И учиться хорошо. Я же всегда была отличница, мне даже в голову не приходило, что родители со мной должны уроки делать. А она книжки читает под столом. Думает, я не вижу! Начинаю на нее орать, а она стоит и улыбается. Раньше плакала, просила прощение. А теперь вообще нет управы!»

«Роды были для меня тяжелые, но ребенок родился крупный и здоровый. В детстве с ней вообще не было проблем. Спала, ела как часы, не болела. На детской площадке верховодила».

Стратегия их воспитания:

  • уважать их силу воли;
  • остановиться в сражении с ними и признавать их как сильных партнеров;
  • давать возможность им быть самостоятельными, но и нести ответственность за свои поступки, ругать зато, что не сдержал слово, а не зато что не сделал чего-либо;
  • объяснять что и зачем что-либо от них нужно;
  • помогать им быть успешными, поскольку им проще быть первыми с конца, чем в середине.

Гармонические дети

Б. Очень похожи на доминантных по своим основных характеристикам гармонические дети. Их отличие в том, что они не так выражены в своем стремлении лидировать. Это здоровые дети, которые обычно хорошо учатся. Сложность у них возникает при самоопределении: хорошо справляясь практически со всеми дисциплинами или видами спорта, они мало во что углубляются и не сохраняют сильного интереса к чему-либо одному. Им бывает сложно понять, в чем их талант и к чему они имеют способность. Одна женщина, вспоминая себя в детстве, рассказала, что сменила десять секций за два года и умеет довольно хорошо играть почти во все спортивные игры.

Стратегия их воспитания:

  • поддерживать таких детей в их интересе, даже если он меняет вектор направленности;
  • предоставлять широкие возможности для развития; не склонять к определенности, ценя их гибкость и разнообразие способностей.

Чувствительные дети

В. Резко контрастируют с предыдущими типами чувствительные дети. Они часто бывают капризны, плохо едят, с трудом засыпают, чутко спят, впечатлительны, склонны реагировать слезами или болезнью, им «холоднее, жарче, больнее...», чем другим детям в тех же условиях, поскольку они имеют низкий порог чувствительности. Многие из них с детства имеют склонность к рисованию или другому творчеству. Они нежны, эмоциональны, неконкурентны, испытывают сильный дискомфорт в ситуациях, где с ними холодны и строги. Их основной мотив: потребность давать и принимать любовь. Одна «доминантная» мама была очень удивлена, когда спросила удочки: «А у других какие оценки? У кого «5»? У кого «2»?» — а дочка ей ответила: «Не знаю, мамуля, я не запомнила. Вот Наташка так расстроилась, я ее всю перемену утешала».

Пример из практики

Мама семилетней девочки жалуется: «Она не хочет садиться делать уроки. Откладывает на вечер. Рисовать может часами. Я ее ругаю, а она плачет. Я же не могу быть добренькой, стараюсь быть с ней жесткой. Ведь она уже не маленькая! Со мной мама не церемонилась».

«Роды у меня были нормальные. Дочке всегда было сложно уснуть, укладывала ее часами. Спит очень чутко. Иногда болеет, часто бывают аллергии. На детской площадке то играла сама по себе, то присоединилась к другим детям».

Стратегия воспитания:

  • давать много тепла, поддержки, не бояться «перелюбить»,
  • не создавать сильного нагнетания эмоций, скорее показывать свое огорчение и расстраиваться, чем кричать и быть жесткой,
  • поощрять занятия творчеством, это и средство самовыражения и самоуспокоения.

Тревожные дети

Г. Очень похожи на чувствительных тревожные дети. Они имеют те же характеристики, кроме одной — у них повышена личностная тревожность, часто как следствие осложненных родов. Эти дети тоже чувствительны, но более пугливы, с трудом выдерживают ситуации «ждать и догонять», очень болезненно относятся к неопределенности, еще чаще болеют, часто перевозбуждаются, быстрее устают. Их основной мотив: избегание неудач. «Тревожный» мальчик шести лет пришел в гости к соседке, «чувствительной» девочке. Она: «Ты не бойся, мама разрешила, чтобы ты пришел». Он: «А папа когда придет? Он не против, что я здесь? Он разрешил?»

Пример из практики

Мама шестилетнего мальчика обратилась к психологу:

«Может его надо лечить? Он — этот... гиперактивный. Очень труд но его уложить, если перебегает вечером. Ему надо таблетки успокой тельные, наверное, или валерьянку. Но еще хуже усадить его за уроки для подготовительной школы. Минуты не пройдет — уже отвлекается. Бежит: «Мама, ты где?» И темноты он боится. Боится идти в незнакомые места, боится вступительного экзамена в школу. Да я и сама боюсь. Школа хорошая, его могут не взять из-за поведения, из-за неусидчивости».

«Роды были с осложнениями. Его щипцами вытаскивали. Спал сын хорошо, но укладывать его — всегда морока! И бесконечные простуды, а то — аллергии».

Стратегия воспитания:

  • поддерживать и любить, не пытаться «лечить» его от страхов и не считать больным;
  • набраться терпения и спокойно прояснять страхи, подбадривать, не стыдить, стараться не сравнивать с другими детьми;
  • соблюдать режим труда и отдыха, не давать переутомляться, заблаговременно готовится ко сну.

Интроверты

Д. Интроверты — особенные дети. Они рождаются не так часто. Особенно не отличаются в раннем детстве от «гармоничных», хотя чаще предпочитают игры в одиночестве, им редко скучно самим с собой. Их основной мотив: познавательная деятельность. Имеют склонность к сложным наукам, но только к тем, которые выбрали сами. Они могут поставить в тупик родителей тем, что на них почти невозможно сильно влиять. Они могут быть послушными, но идут за своим интересом, не споря и не объясняя своих выборов. Часто имеют высокий интеллект, но не имеют тенденции его демонстрировать. Один взрослый «интроверт» рассказывал о своем детстве: « Моя любимая игра была железный конструктор. Я мог часами, днями что-то строить, разбирать, опять собирать... Друзья у меня тоже были, я и на улице играл... Но конструктор — это было волшебство!»

Пример из практики

Мама одиннадцатилетнего мальчика рассказывает психологу:

«Он какой-то странный. Живет как-то сам в себе. Учится еле-еле на тройку. Может он тупой или глупый? А то вдруг контрольную на пять напишет, причем сам. И он очень медленный. Вот с младшей дочкой — все понятно. Она все рассказывает мне: и пожалуется, и спросит совета. А сын... И вроде друзья у него есть, и учится ... Но я его не понимаю... Как заставить его заниматься?»

«Обычные роды. И спал нормально. Говорить начал рано, любил один в уголке пирамидки разбирать и собирать».

Стратегия воспитания:

  • доверять и приглядываться к тому, что ребенку интересно; давать возможность специализироваться в том предмете, который он выбирает;
  • давать пространство и время, быть уважительным к личной территории ребенка, так как у таких детей есть склонность к аутизации и уходу во внутренний мир;
  • не настаивать на включение его в коллективные формы деятельности, часто им проще что-либо делать индивидуально.

Конформные дети

Е. Последний тип — это конформные дети. Этот тип не врожденный. Эти дети как бы отказались от своего мнения, от своеобычности перестали порождать активные ответы миру, их характеризует крайняя внутренняя послушность. С ними что-то произошло в процессе жизни: может родители были слишком строги или, наоборот, слишком любящие и мягкие и одновременно настойчивые; или влияла особенная культурная среда, религия, национальные установки. Конформные дети с одной стороны производят впечатление правильных и послушных, что вводит в заблуждение родителей. Но при более пристальном взгляде на этих деток возникают тревога и грусть, поскольку их мышление вяло и ригидно, в поведении они руководствуются жесткими правила ми, они проявляют мало творческой инициативы и активности. Такие дети бывают очень верными некоторой выбранной ими группе людей нескольким друзьям, семье, начальнику, компании, гарнизону.

На одних дополнительных занятиях по танцам для детей трех лет преподаватель, видимо плохо знакомая со спецификой работы с такими малышами, поставила очень ритмичную музыку, повернулась к детям спиной и попросила их повторять медленные (!!!) движения. Через несколько минут почти все дети начали танцевать, многие стали бегать по комнате. И только одна девочка все также повторяла медленные движения преподавателя. Это было грустное зрелище. Когда занятие закончилось детям дали возможность побегать и поиграть друг с другом, Мама девочки сказала: «Сиди, я сейчас приду». И эта трехлетняя девочка сидела спокойно 15 минут (!!!) почти в одной позе среди играющих и бегающих детей.

Самое грустное, что родители таких детей почти не приходят на консультацию. Ребенок удобен, делает «как надо», ведет себя и учится «хорошо». Я часто рассказываю эту историю родителям, чьи дети шалят чтобы дать им возможность оценить их жизнелюбие и радостное творчество.

Стратегия воспитания:

  • деликатная помощь в признании возможности творчества и поддержка самовыражения; не быть настойчивым к инициативе самого ребенка, включая его в процесс творчества других;
  • быть уважительным к внутренним усвоенным правилам, но периодически поощрять нарушение правил как нечто естественное и хорошее
  • быть внимательным к той группе, в которую попадает ребенок, он плохо переносит социальное давление.

Журнал практического психолога 2010, № 6

Читать также:  Источники непонимания между детьми и родителями

Поделиться:
Консультация психолога

Прием в Москве — метро Рижская

MariaNifontovna@gmail.com

+7 903 542-91-77

Записаться

Распространенные темы для работы

Задать вопрос психологу

Вы можете задать мне вопрос на интересующую вас тему через форму обратной связи. Примеры таких вопросов, можно увидеть в рубрике «Вопрос‑ответ». Там же в скором времени появится ответ на ваш вопрос, копия будет отправлена на указанную электронную почту. Я постараюсь ответить в самые ближайшие сроки.