Это размышление зародилось на основе идей изложенных в книге К.Хорни «Невроз и развитие личности» и практической работы с клиентами. В данной книге автор пишет об основных особенностях невротической личности и том, как они могут проявляться в реальных характерах. Понятие «невротическая личность» можно трактовать для практической психологии следующим образом — это тот самый человек, который систематически делает сам себя несчастным и чувствует себя отвратительно, независимо от внешних обстоятельств.
Я предлагаю читателю воспринимать «невротическую личность» — не как человека, с которым что-то не так, а как собирательное название для целого ряда психологических механизмов, которые низкоэффективны как в плане решения жизненно важных задач, так и в плане моральной самоподдержки. Это значит, что любой человек может в определенный момент времени начать проявлять свойства, описанные К.Хорни как атрибуты невротической личности.
Итак, одна из характерных особенностей невротической личности, по мнению автора, — НЕВРОТИЧЕСКИЕ ПРЕТЕНЗИИ.
Желания и потребности сами по себе вполне понятные могут превращаться в претензии. Неудовлетворение желания тогда переживается как несправедливая фрустрация, относительно которой мы вправе испытывать негодование.
Претензии предполагают наличие привилегии, которой в действительности не существует. Тогда у человека возникает представление, что он имеет право на все, что для него действительно важно. Претензия может иметь и более негативную сторону — она накладывает ограничение на желания, чтобы не рисковать «потерпеть неудачу».
Важно следующее:
- человек не учитывает, возможно ли удовлетворение его претензий
- претензия эгоцентрична
- ожидание, что нечто положено априори (альтернативное представление, что определенное усилие может дать определенный результат, а сам результат служит мерилом адекватности приложенных усилий).
- природная мстительность, человек чувствует себя обиженным и настаивает на возмездии.
Человек может осознавать свои претензии, но он никогда не осознает, что они неоправданны. Для оправдания претензий, как правило, раздуваются и преувеличиваются свои достоинства «женщина должна мыть посуду, а я нет, потому что я кормилец», хотя объективно нет закона гласящего, что женщина должна мыть посуду. Основанием для претензии служит представление о справедливости. Претензии переживаются как честные и справедливые, а фрустрации, как нечестные и несправедливые. В ответ на «несправедливую» фрустрацию возникает враждебность в виде острой реакция гнева:
- гнев может быть выражен или подавлен (например, проявляться в соматических симптомах)
- намеренно формулируются логически непротиворечивые аргументы против обидчика
- погружение в страдание и жалость к себе.
Функция претензий — увековечивать представления о себе и перекладывать ответственность на факторы, лежащие вовне, когда терпится «неудача» в соответствии своему идеализированному Я.
Цена, которую можно заплатить за претензии:
- Чрезмерный контроль за своими ощущениями. Когда человек склонен к порождению претензий, он часто пребывает в состоянии праведного раздражения, которое является довольно энергоемким и продолжается до удовлетворения потребности. А ведь, бывают в силу различных причин, нереализуемые желания, которые могут создавать напряжение долгие годы. Соответственно осознавание своих желаний тесно связано с предвкушением дискомфорта. А это может приводить к неосознаваемому устремлению не замечать — не видеть одних своих желаний и яростно настаивать на других, опять же часто именно нереализуемых.
- Претензии и эмоции связанные с ними не способствуют никак разрешению ситуации, их провоцирующей. Они позволяют сохранять относительно положительное отношение к себе, но отнимают много энергии и не способствуют реальным изменениям в жизни.
- Гнев и раздражение постоянные спутники претензий. Они могут выражаться, что будет более «безопасно» для психологического здоровья самого человека, но одновременно делать его довольно непереносимым в близком длительном общении. Или подавляться и проявляться в виде телесных симптомов.
- Время. Мысли и фантазии «о должном» могут занимать действительно большую часть времени. Не оказывая существенного влияния на внешнюю реальность.
Цикл поддержания неудовлетворенности:
- Осознавание несоответствия желаемого действительному
- Страх потерпеть неудачу при попытке соответствовать своим мечтам
- Сворачивание осознавания, отвлечение
- Формирование претензий к другому человеку/миру
- Гнев, ярость, злость
- Подавленность, угрюмость
- Осознавание несоответствия…
Цикл может быть прерван в первом (изменение представлений о себе и своей жизни) или во втором звене (распознавание и отказ, от непродуктивных способов достижения целей).
Частный вариант данного цикла внутренний конфликт между невозможностью «отпустить» и отсутствием сил «бороться», искать действительно новые пути приложения усилий. Как и любой внутренний конфликт, он связан с большим эмоциональным напряжением. Это часто распутье между «страшно и трудно» и необходимостью расстаться с частью своих амбиций, где первое направление предполагает приложение новых усилий (иногда неоправданных), а второе — прощание с мечтой, которое «проще» отложить, чем принять.
На схожую тему есть еще одна статья: Когда действия расходятся с намерениями