Типы дизонтогенеза по В.В.Лебединскому — Задержанное развитие
Основное отличие задержанного развития от недоразвития — обратимость и потенциальная сохранность мышления.
Для данного типа дизонтогенеза характерна первичная недостаточность корково-подкорковых функций (мозаичность и порциальность нарушений) при соматогенных формах и нарушениях церебро-органического генеза.
Возможные проявления:
- истощаемость, головные боли, метеозависимость, повышенная потребность в сне
- лабильность, взрывчатость эмоций, обидчивость, импульсивность, колебания
- дефицит внимания
- плохая временная ориентация (способность рассчитать время и усилия)
При педагогической запущенности первичным проявлением является дефицит учебной мотивации.
Вторично страдают мышление и регуляторные функции (например, от истощения или особенностей мотивации).
В зависимости от своего происхождения задержанное развитие (ЗР) быть разделено на:
- гармонический инфантилизм
- ЗР церебрально-органический генеза
- психогенное (микросоциальная и педагогическая запущенность ребенка, влекущая за собой недостаток кругозора, узкие знания и инфантильные интересы)
- соматогенное ЗР
Факторы предиспозиции (для психогенного генеза):
- минимальный эмоциональный контакт с ребенком
- гиперопека
- психотравмирующие условия
- ситуация систематического неуспеха, в качестве следствия происходит снижение уровня притязаний, инфантильность интересов
- взаимодействие с окружением в разных смыслах несостоявшимся
При задержанном психическом развитии в одних случаях более выражена задержка развития эмоциональной сферы, в других — интеллектуальной.
Познавательная сфера
Не сформирована учебная мотивация является часто встречающимся феноменом при гармоническом инфантилизме. В случае соматогенных форм присутствует повышенная истощаемость.
Основная особенность — потенциальная сохранность мышления и наличие познавательного интереса. Они и являются главным сохранным звеном, на основе которого может быть осуществлена коррекционная работа. Поскольку для детей с задержанным типом развития характерен дефицит регуляторных функций, то в основу восстановительной работы должно входить повышение внешнего контроля.
Эмоциональная сфера
Инфантильность эмоциональной сферы:
- соматический уровень реагирования на стрессовые события
- лабильность эмоций
- импульсивность эмоций
- капризность, плаксивость, раздражительность
- эмоции сильно истощают — невозможность адекватной оценки значения событий (мелочи могут вызывать очень сильные эмоциональные реакции)
- низкая рефлексия
Поведенческие проявления
Для гармонического инфантилизма характерна «жизнь своими интересами»
При соматогенном задержанном развитии и ЗР церебрально-органического генеза может быть:
- сохранение ранних рефлексов
- вестибулярное укачивание
- головные боли, метеозависимости
- ночные страхи
- редкий энурез
- заикание при волнении
Особенности мозговой организации
Блок программирования и контроля за протеканием психической деятельности (мотивационный)
- Может быть не сформирована учебная мотивация (гарм. Инфантилизм).
- Может быть дефицит регуляторных функций на стадии сличения — контроля за ошибками (церебро-органический генез).
- Дефицит контроля (требуется внешний контроль).
Операциональный блок
- Может быть первичная недостаточность корково-под корковых функций (мозаичность и порциальность нарушений).
Динамический блок
При соматогенных формах и нарушениях церебрально-органического генеза
- повышенная истощаемость
- неспецифическая слабость (частые головные боли, укачивание, потребность в сне)
- лабильность эмоций
- импульсивность эмоций
Обычно энергетический блок страдает первично.
Высшие психические функции
Восприятие.
- Очень долго сохраняется эйдетическое восприятие.
- Может быть нарушена ориентация во времени (не умеют рассчитать время и распределить усилия).
- Может страдать фонематический слух.
Праксис. Любят мозайки, конструктор, качели, любят натуральные виды спорта.
Речь.
- Номинативная функция и смысловая сторона речи сохранны.
- Грамматические трудности (предлоги, окончания).
- Неярко выраженное сокращение активного и пассивного словаря.
Мышление.
- Может страдать вторично. Низкая рефлексия событий, особенно в отсутствие их эмоциональной заряженности.
- Невербальное мышление лучше, чем вербальное.
Память.
- С трудом запоминают абстрактный материал — правила, таблица умножения, стихи.
- Непосредственная П. хуже, чем опосредованная. Возможна компенсация за счет опосредования.
Внимание. Дефицит внимания.
Читать также: Дифференциальная диагностика — недоразвитие.