Меню

Нарушения психического развития у детей: задержанное развитие

Материал составлен на основе теоретического курса М.К.Бардышевской «Аномальное развитие». Клиническая психология; теоретический материал, детская психология

17 Ноября, 2014 года

Типы дизонтогенеза по В.В.Лебединскому — Задержанное развитие

Основное отличие задержанного развития от недоразвития — обратимость и потенциальная сохранность мышления.

Для данного типа дизонтогенеза характерна первичная недостаточность корково-подкорковых функций (мозаичность и порциальность нарушений) при соматогенных формах и нарушениях церебро-органического генеза. 

Возможные проявления:

  • истощаемость, головные боли, метеозависимость, повышенная потребность в сне
  • лабильность, взрывчатость эмоций, обидчивость, импульсивность, колебания
  • дефицит внимания
  • плохая временная ориентация (способность рассчитать время и усилия)

При педагогической запущенности первичным проявлением является дефицит учебной мотивации.

Вторично страдают мышление и регуляторные функции (например, от истощения или особенностей мотивации).

В зависимости от своего происхождения задержанное развитие (ЗР) быть разделено на:

  1. гармонический инфантилизм
  2. ЗР церебрально-органический генеза
  3. психогенное (микросоциальная и педагогическая запущенность ребенка, влекущая за собой недостаток кругозора, узкие знания и инфантильные интересы)
  4. соматогенное ЗР

Факторы предиспозиции (для психогенного генеза):

  • минимальный эмоциональный контакт с ребенком
  • гиперопека
  • психотравмирующие условия
  • ситуация систематического неуспеха, в качестве следствия происходит снижение уровня притязаний, инфантильность интересов
  • взаимодействие с окружением в разных смыслах несостоявшимся

При задержанном психическом развитии в одних случаях более выражена задержка развития эмоциональной сферы, в других — интеллектуальной.

Познавательная сфера

Не сформирована учебная мотивация является часто встречающимся феноменом при гармоническом инфантилизме. В случае соматогенных форм присутствует повышенная истощаемость.

Основная особенность — потенциальная сохранность мышления и наличие познавательного интереса. Они и являются главным сохранным звеном, на основе которого может быть осуществлена коррекционная работа. Поскольку для детей с  задержанным типом развития характерен дефицит регуляторных функций, то в основу восстановительной работы должно входить повышение внешнего контроля.

Эмоциональная сфера

Инфантильность эмоциональной сферы:

  •  соматический уровень реагирования на стрессовые события
  •  лабильность эмоций
  •  импульсивность эмоций
  •  капризность, плаксивость, раздражительность
  •  эмоции сильно истощают — невозможность адекватной оценки значения событий (мелочи могут вызывать очень сильные эмоциональные реакции)
  •  низкая рефлексия

Поведенческие проявления

Для гармонического инфантилизма характерна «жизнь своими интересами»

При соматогенном задержанном развитии и  ЗР церебрально-органического генеза может быть:

  • сохранение ранних рефлексов  
  • вестибулярное укачивание
  • головные боли, метеозависимости
  • ночные страхи
  • редкий энурез
  • заикание при волнении

Особенности мозговой организации

Блок программирования и контроля за протеканием психической деятельности (мотивационный)

  • Может быть не сформирована учебная мотивация (гарм. Инфантилизм).
  • Может быть дефицит регуляторных функций на стадии сличения — контроля за ошибками (церебро-органический генез).
  • Дефицит контроля (требуется внешний контроль).

Операциональный блок

  • Может быть первичная недостаточность корково-под корковых функций (мозаичность и  порциальность нарушений).

Динамический блок

При соматогенных формах и нарушениях церебрально-органического генеза

  • повышенная истощаемость
  • неспецифическая слабость (частые головные боли, укачивание, потребность в сне)
  • лабильность эмоций
  • импульсивность эмоций

Обычно энергетический блок страдает первично.

Высшие психические функции

Восприятие.

  • Очень долго сохраняется эйдетическое восприятие.
  • Может быть нарушена ориентация во времени (не умеют рассчитать время и распределить усилия).
  • Может страдать фонематический слух.

Праксис. Любят мозайки, конструктор, качели, любят натуральные виды спорта.

Речь.

  • Номинативная функция и смысловая сторона речи сохранны.
  • Грамматические трудности (предлоги, окончания).
  • Неярко выраженное сокращение активного и пассивного словаря.

Мышление.

  • Может страдать вторично. Низкая рефлексия событий, особенно в отсутствие их эмоциональной заряженности.
  • Невербальное мышление лучше, чем вербальное.

Память.

  • С трудом запоминают абстрактный материал — правила, таблица умножения, стихи.
  • Непосредственная П. хуже, чем опосредованная. Возможна компенсация за счет опосредования.

Внимание. Дефицит внимания.

Читать также: Дифференциальная диагностика — недоразвитие.

Поделиться:
Консультация психолога

Прием в Москве — метро Рижская

MariaNifontovna@gmail.com

+7 903 542-91-77

Записаться

Распространенные темы для работы

Обсудить статью, поделиться своим мнением

Правила комментирования: ознакомьтесь с ними, чтобы понять, в каком случае ваше сообщение не пройдет премодерацию.

Комментарии:

    Задать вопрос психологу

    Вы можете задать мне вопрос на интересующую вас тему через форму обратной связи. Примеры таких вопросов, можно увидеть в рубрике «Вопрос‑ответ». Там же в скором времени появится ответ на ваш вопрос, копия будет отправлена на указанную электронную почту. Я постараюсь ответить в самые ближайшие сроки.