Психологический комментарий к фильму «Что-то не так с Кевином»

В связи с просмотром фильма меня заинтересовало несколько тем: отношения между супругами, границы приемлемого, врожденное, сформировавшееся и сознательно приобретенное в характере человека.

15 Октября, 2015 года

Когда я нашла фильм и обнаружила, что это не жанр комедия для всей семьи, название сразу пробудило у меня надежды на психологическую глубину — возможность рассмотреть фильм с различных точек зрения, поискать второстепенные неочевидные замыслы автора или тот материал, который попал в фильм в обход сознательных намерений своих создателей.

Дальнейший текст содержит спойлеры. В связи с просмотром фильма меня заинтересовало несколько тем: отношения между супругами, границы приемлемого, врожденное, сформировавшееся и сознательно приобретенное в характере человека.

Ассоциации

По настроению и переживаниям мне фильм очень напомнил «Последнего короля Шотландии». И там, и там перед главными героями разворачиваются события, которые никак не могут быть описаны как «повседневный стресс», а также через череду самых простых, понятных, типичных ситуаций в жизнь героев постепенно входит потенциальная возможность смерти. И эту возможность смерти невозможно выкинуть из своей жизни волевым усилием. Сознание (эго) персонажей не может совладать с ситуацией и обнаруживает предел своих возможностей, за которым начинается беспомощность перед происходящими событиями. Позитивная модель «приложи усилия, попробуй снова и все получится» терпит триумфальное фиаско.

Жизнь и смерть

Главные герои обоих фильмов были достаточно смелыми людьми, которые хотели впустить в свой жизненный уклад, простите за тавтологию, больше Жизни. Молодой, отучившийся на врача, парень едет в незнакомую ему страну навстречу чему-то новому — знаниям, опыту. Возможно, он хочет проверить свои полученные в стенах образовательного учреждения навыки в полевых условиях реальной жизни. Главная героиня нашего фильма решает стать матерью — подарить жизнь другому человеку и впустить его в свой мир.

Оба героя совершают новый смелый шаг в своей жизни.

Движимый энергией жизни, каждый из героев впустил в свою повседневность смерть. Счастье, что не каждая решившая стать матерью женщина и молодой юноша, решившийся на длительное путешествие, приглашают в свою жизнь смерть в таком объеме и такой концентрации. Но, по крайней мере, оба фильма косвенно взывают к осознаванию — что жизнь (развитие) и смерть соседи, и не всегда мы можем регулировать это соотношение сил теми ресурсами, которые есть в нашем распоряжении.

Границы приемлемого

Наибольший интерес вызывает позиция мужа главной героини и отца ребенка. Нам его показывают, как персонажа крайне спокойно относящегося ко всему происходящему. В многочисленных обсуждениях сына с женой он высказывает позицию, которая заключается в том, что он считает их ребёнка, а также его поведение нормальным и вполне обычным. Из этого представления понятно, почему он не готов к поиску каких-то нестандартных или из ряда вон выходящих решений, связанных с воспитанием сына. Жертвой большей части выходок сына становится мать, поэтому поверить ей — практически единственный для него способ обратить внимание на необычную агрессивность в характере ребёнка.

Поведение ребёнка на протяжение всего фильма не пресекается обычным неодобрением. Выбираемые им цели и средства, которые он готов использовать, не соответствуют общепринятым и допустимым ценностями. Первая реальная граница, с которой сталкивается Кевин, и которая способна включить «страх», находится уже за пределами семейного пространства. Это тюрьма.

Расстройства личности, асоциальная личность

Главной отличительной особенностью асоциальной личности является отсутствие социально нормативных эмоций, в первую очередь это отсутствие стыда и вины («депрессивных» чувств) в следствие причинения вреда и боли другому человеку или живому существу. А также повышенная тенденция к агрессивности и более высокий порог переживания удовольствия (возбуждение должно быть более интенсивным, чтобы переживаться личностью, как удовольствие).

Реакции окружающих на асоциальную личность

Другим людям бывает сложно поверить, что кто-то может не испытывать негативных эмоции при причинении вреда и боли окружающим. Поэтому реакции и проявления такой личности могут интерпретироваться искаженно — «она чувствует вину, но очень глубоко», «он слишком раним и уязвим, чтобы показывать свои чувства», «она делает это только потому, что ей самой сейчас плохо» и т.д.

Главная героиня фильма не останавливается на поверхностном уровне восприятия — начинает допускать, что её ребёнок смотрит на мир какими-то другими неизвестными ей «глазами». Он торжествует, когда ему удаётся расстроить её. Он умён и изобретателен, но тратит все свои силы на то, что ей кажется не только жестоким, но и бессмысленным.

Врождённое и приобретённое

Человек родился таким, и это совпадение, что у данной семьи родился ребёнок с такими генами, темпераментом и физиологическими особенностями мозга. Или асоциальная личность формируется в процессе развития? Какова роль материнских чувств во время беременности и реакций на младенца?

Анна Фрейд, Мелани Кляйн, Маргарет Малер и другие исследователи изучали ранее детское развитие и пришли к выводу, что больша́я часть личностных паттернов, которые будут проявляться в течение всей дальнейшей жизни человека складываются в возрасте до года, и отношения с первичным взрослым оказывают существенное влияние на будущий характер и даже на предрасположенность к психическим заболеваниям.

Во многих уважаемых психотерапевтических руководствах пишется, что из всех расстройств личности, асоциальное (психопатия) практически не поддаётся психотерапевтической коррекции, по крайней мере, во взрослом возрасте.

В качестве прижизненного механизма или предиспозиции для формирования расстройства Н.Мак-Вильямс в своей работе «Психоаналитическая диагностика» упоминает такую специфику семейного воспитания, в котором родители, вряд ли осознанно, уделяют мало времени тому, чтобы учить ребёнка выражать свои эмоции через слова. Такая своеобразная низкая осознанность испытываемых эмоций у членов семьи. Так же иногда характерно наличие высокого материального положения у семей, в которых выросли дети с асоциальным расстройством личности.

Создатели фильма показывают, как с первых дней ребёнок ведёт себя необычно и то, что проявилось во взрослости существовало, пусть и в других формах, но уже с первых дней. Как если бы в лучшем случае альтернативное поведение матери могло бы помочь сгладить характер ребёнка, но не изменить его кардинально.

Также Ненси Мак-Вильямс высказывает предположение, что в других культурных условиях, дети предрасположенные к асоциальному расстройству личности, могли бы развиваться с большей перспективой на успешную социализацию. Поскольку наличие более одного заботящегося взрослого могло бы позволить родителям с большей легкостью переносить повышенную агрессивность, гиперактивность, требовательность и рассеянность ребёнка, а следовательно возвращать ему положительные обратные связи о нем самом, также как и другим более спокойным жизнерадостным, неагрессивным детям. Там же добавляется, что такие дети могут нуждаться в более активной роли отца для успешной социализации, чем это принято в западных устоявшихся традициях воспитания.

Опыт некоторых семей по указаниям автора показывает, что в изменённых специально созданных родителями для такого ребёнка условиях, у него может развиваться способность к формированию привязанности. Также они способны формировать если не любовь, то по крайней мере уважительное отношение к тем, кто способен им достойно противостоять, быть честным и настаивать на своих требованиях, вопреки всем их уловкам. Честность, естественно, предполагает, в том числе, регулярное открытое признание своих негативных чувств, которые легко провоцируются ребёнком.

Отношения между супругами

Это последняя тема в связи с которой я хотела бы высказаться в данной статье. Данный фильм, как мне кажется, является наглядной иллюстрацией того, как союз двух взрослых людей оказывается недостаточно жизнеспособным решить неожиданные сложности связанные с появлением необычного ребёнка.

Во-первых, одной из сторон не признается наличие проблемы — факта вторжения в их супружескую жизнь некоторой необычности в виде специфического ребёнка. Как следствие не происходит перестройки. Перестройкой могло бы быть включение отца в вопросы воспитания, по крайней мере, в отношении сложного ребёнка или поиск помощи извне. Распределение семейных обязанностей оказалось слишком ригидным для такой трансформации.

Новым испытанием для семейной пары становится неуспех в выполнении задачи, которая предполагалась, как вполне обычная. Ребёнок растёт, но очень интенсивно влияет на общую атмосферу доброжелательности в семье и в первую очередь на душевное состояние матери. Её же истощенность тоже не может ограничиться её личным дискомфортом в переживании происходящего, а соответственно косвенно, но в значительной степени, влияет на общий эмоциональный фон в отношениях с мужем, его самочувствие и удовлетворенность функционированием семьи.

В фильме мать становится легкой мишенью для манипуляций и шантажа сына. С одной стороны ее поведение результат ее личных особенностей. Но с другой семеная расстановка сил устроена так, что отец систематически принимает сторону ребенка в конфликтных ситуациях, уменьшая тем самым родительскую власть матери.

Неспособность пары как команды выстоять перед маленьким ребёнком подкрепляет его ощущение всемогущества, кульминацией которого становится криминальный поступок.

Channel photo

Глазами психолога (Maria Dolgopolova)

@dolgopolovamaria

Присоединиться к каналу

Видео блог

Все интервью доступны на YouTube-канале