Меню

Способы понимания феномена эмоционального выгорания и механизмы «антивыгорания». Часть 2

Часть 3. © Материалы VIII Московской психодраматической конференции

22 Декабря, 2014 года

Копинг и ассертивное поведение как механизм «антивыгорания»

Копинг (от англ, соре - справляться, преодолевать) - образ мышления и поведение, способствующее преодолению стресса.

Включает в себя:

  • когнитивное преодоление - позитивное мышление относительно причин стресса и способов его преодоления;
  • эмоциональное преодоление - осознание и принятие своих чувств, потребностей. желаний, овладение социально приемлемыми формами проявления чувств и удовлетворения потребностей;
  • поведенческое преодоление - перестройка поведения, коррекция стратегий и планов, задач и режимов деятельности;
  • социально-психологическое преодоление - изменение направленности личности, коррекция жизненных ценностей или их приоритетов, расширение пространства социальных ролей, позиций и межличностных отношений (Куликов Л.В.).

Копинг как конструктивная антистрессовая стратегия поведения и образ мышления противопоставляется защитному поведению и мышлению, приводящему и углубляющему стресс и выгорание. Копинг - всегда личностная активность, защиты бессознательное, пассивное, неосознанное поведение.

Одним из компонентов копингового поведения является позитивно окрашенное уверенное (ассертивное) поведение, которое позволяет без агрессии и нарушения границ собеседника отстаивать свои границы

Упражнение

На разогревочном этапе участники двигаются по залу сначала в агрессивной позиции (обращая внимание на дыхание, напряжение в мышцах, направление взгляда, спонтанно возникающие мысли, чувства и проч.), затем в неуверенной позиции, затем - в уверенной (ассертивной) позиции. Далее участники разбиваются на пары. Один участник в паре постоянно играет роль партнера в каком-то конфликтном взаимодействии (например, мужчина, пристающий к женщине, или продавец, который отказывается принять бракованный товар). Другой участник в паре отыгрывает по очереди три вида поведения: агрессивное, неуверенное и уверенное (ассертивное). В парах проводится шеринг и обмен секретами успешной коммуникации. Секреты успеха выносятся на общий круг.

Еще одно упражнение, совмещающее возможности танцедвигательной терапии, арт-терапии и психодрамы: участники работают в тройках (один наблюдатель). Двое участников спонтанно, без слов, взаимодействуют друг с другом. При этом один играет роль выгоревшего (педагога, клиента, родителя…), другой - роль помощника (например, психолога). Невербальное взаимодействие длится 5 минут, затем участники тройки зарисовывают, как они увидели взаимодействие выгоревшего человека и помогающего. Далее идет шеринг и обсуждение в тройке, какие формы невербального поведения помогали вступать в контакт и помогать выгорающему человеку.

Примеры творческого копинга в сказках

В мифах и сказках существует множество примеров героев, которые выгорали и затем с помощью творческих усилий и позитивного мышления, а также копингового (ассертивного) поведения сумели выбраться из трясины выгорания. «Культурные аналоги» дают нам «подсказки» - какие действия следует предпринимать, как менять свои привычки, мышление, поведение, чтобы предотвратить эмоциональное выгорание (Степанов С.Ю., Сухоруков А.С.). Это и барон Мюнхаузен, вытягивавший сам себя за косичку из болота, и Мальвина, которая сменила свою деперсонализированную поучающую позицию на поиски золотого ключика, и Птичка из фильма «крылья, ноги, хвост!», которая учила Страуса летать, и Василиса премудрая с ее Волшебной куколкой…

Отдельного внимания стоит классическая сказка про излечивание выгорания творчеством - «Бременские музыканты» Б. Гримм. Герои этой сказки, Пес, Кот, Осел и Петух, - были стары и немощны, их хотели убить, но они нашли в себе силы уйти из привычной среды, объединиться и творчески обмануть разбойников, завладев их жилищем и едой. Животные сменили привычную жизнь на творческие странствия. Приведем цитату из сказки:

«У одного хозяина осел, который уж много лет кряду таскал да таскал кули на мельницу, да наконец-таки обессилел, и начал становиться к работе непригодным. Хозяин стал соображать, как бы его с корму долой сбыть; но осел вовремя заметил, что дело не к добру клонится, убежал от хозяина и направился по дороге в Бремен: там, мол, буду я городским музыкантом.

Прошел он сколько-то по дороге и наткнулся на легавую собаку… «Ну, что ты так запыхалась, Хватайка?» - спросил осел. «Ах, постарела ведь я да ослабла и к охоте негодна становлюсь, - отвечала собака, - так хозяин-то мой убить меня собирался! Ну, я и удрала из дому! Да вот только не знаю, чем мне будет теперь хлеб заработать?» - «А знаешь пи, что я придумал? - сказал осел. - Иду в Бремен и собираюсь там быть уличным музыкантом. Пойдем вместе, поступай тоже в музыканты...» Собака согласилась с удовольствием, и пошли они далее.

Немного прошли, повстречали на дороге кота; сидит хмурый такой, пасмурный. «Ну, тебе что не по нутру пришлось, Усатый?» - спросил осел. «Небось не очень развеселишься, когда до твоей шкуры добираться станут! - отвечал кот. - Из-за того, что я стар становлюсь и зубы у меня притупились и что я охотнее сижу за печкой да мурлычу, чем мышей ловлю, хозяйка-то моя вздумала меня утопить». - «Пойдем с нами в Бремен. Ведь ты ночью вон какую музыку разводишь - значит, и в уличные музыканты пригодишься».

Пришлось затем нашим трем беглецам проходить мимо одного двора, и видят они - сидит на воротах петух и орет что есть мочи. «Чего ты это орешь во всю глотку так, что за ушами трещит?» - спросил его осел. «Да вот … завтра хозяйка велела меня заколоть на суп, и мне сегодня вечером, наверно, свернут шею. Ну, и кричу я во все горло, пока могу». - «Ишь ведь, что выдумал, красная головушка!» - сказал осел.

- Да тебе же лучше с нами уйти! Идем мы в Бремен. Все это лучше смерти будет! Да и голос у тебя такой славный: а если мы все вместе заведем музыку, так это будет очень и очень недурно»

В психодраме можно разыгрывать сказки, герои которых из выгорающей позиции переходят в позицию активную, творческую, позитивно окрашенную. После проигрывания сказки желательно организовать глубокую рефлексию того, какие подсказки для жизни участников несут особенности поведения персонажей сказки.

Творчество как механизм «антивыгорания»

Творчество является важнейшим фактором, препятствующим выгоранию. В исследовании Н.Е. Водопьяновой обнаружено, что, чем выше нереализованный внутренний потенциал человека и чем ниже его креативность (уровень творчества), тем сильнее его неудовлетворенность качеством жизни. Неудовлетворенность качеством жизни напрямую приводит к выгоранию.

Отличным средством накопления ресурсов и активизации творческого потенциала в сопротивляющейся или закрытой группе служит создание коллажа. Участников просят в микрогруппах или индивидуально создать из имеющихся уже вырезанных из журналов и газет картинок коллаж на определенную тему. Темы могут быть выбраны участниками или предложены ведущим, они должны быть жизнеутверждающими. В конце происходит презентация коллажей, возможно, с элементами психодрамы и танцедвигательной терапии, и их обсуждение и (шеринг) (Е.Ю. Разумова).

Еще одной важной техникой, сочетающей в себе арт- методы и психодраму, служит рисунок с его позитивной трансформацией.

Вариант упражнения такой: участников просят в микрогруппах нарисовать обобщенный портрет выгорающего (педагога, родителя, коллеги). На общий круг представляется сам рисунок, имя этого выгорающего персонажа, а затем одного или нескольких участников просят разыграть сценку из его жизни. Возможно использование двух стульев - для персоны и тени выгоревшего человека. Со стула персоны (маски) участники проговаривают слышимые от него стереотипные высказывания, со стула тени - неозвучиваемые им чувства, желания, оценки и проч.

Далее следует второй блок упражнения - трансформация. Микрогруппы меняются рисунками и видоизменяют их так, чтобы выгоревшему персонажу стало лучше, а рисунок - веселее, оптимистичнее, красочнее. В конце происходит презентация рисунков, а тот человек из группы авторов, который играл выгоревшего персонажа, опять погружается в роль и из роли говорит о своих чувствах.

Читать продолжение

Автор статьи несколько лет ведет курс повышения квалификации для психологов школ, детских садов и центров «Профилактика эмоционального выгорания педагогов и родителей с помощью творческих методов развития личности».

Источник: http://mioo.seminfo.ru/course/view.php?id=612

Вы можете предложить свою тему, на которую хотели бы прочитать текст моего авторства. Так я смогу лучше понять, что интересно вам — читателям сайта, и при возможности постараюсь писать по наиболее востребованным вопросам. Если я напишу и опубликую материал на «вашу тему», я отправлю по указанной почте ссылку на него.

Для этого напишите через форму обратной связи (внизу странички):

  1. Предложить тему: название…
  2. Пояснение к названию.
  3. В связи с какими жизненными обстоятельствами эта тема вам сейчас интересна (можно коротко и обобщенно).*

* Задаю этот вопрос для того, чтобы понять, на чем именно сделать акценты в создаваемом текте.

Консультация психолога

Прием в Москве — метро Рижская

MariaNifontovna@gmail.com

+7 903 542-91-77

Записаться

Распространенные темы для работы

Задать вопрос психологу

Вы можете задать мне вопрос на интересующую вас тему через форму обратной связи. Примеры таких вопросов, можно увидеть в рубрике «Вопрос‑ответ». Там же в скором времени появится ответ на ваш вопрос, копия будет отправлена на указанную электронную почту. Я постараюсь ответить в самые ближайшие сроки.