Работа с выгорающей частью психики: ее творческое насыщение внутренними ресурсами. Материалы воркшопа. В заключение статьи расскажем о воркшопе «Потерянные крылья: психодрама и арт-методы в работе с эмоциональным выгоранием», проведенном нами в прошлом году на конференции. Этот семинар может быть проведен с любыми представителями выгорающих профессий (медиками, психологами, педагогами, администрацией и проч.), а также с родителями как особой выгорающей группой. Предварительные психологические знания о синдроме эмоционального выгорания не требуются.
Данный воркшоп был опробован на психологах, педагогах, директорах школ и включен в курс «Профилактика эмоционального выгорания».
Цели воркшопа:
- Работа с синдромом эмоционального выгорания при помощи арт-терапии и психодрамы.
- Выявление индивидуальных особенностей выгорания для каждого участника: преобладающей его стадии и сферы (семья, работа, хобби…).
- Нахождение образа для выгорающей части личности, его конкретизация.
- Налаживание интрапсихического контакта Эго и выгорающей части личности. Прояснение основных потребностей и нарушений баланса, которые провоцируют выгорание.
- Создание поля (карты) внутриличностных ресурсов участников, с помощью арт-методов. Интеграция выгоревшей части личности в поле ресурсов, нахождение способов ее «исцеления».
- Активизация творческого потенциала участников, усвоение принципа трансформации нересурсного состояния в ресурсное.
Сценарий воркшопа по выгоранию (июнь 2010 г.)
I. Введение в тему эмоционального выгорания
- Представление ведущего. Опыт работы. Почему ведущего интересует тема выгорания?
- Если группа маленькая — сбор ожиданий: чего лично я жду от группы, хотел бы поработать над собой?
- Участников просят 4 раза выстроиться в психодраматическую линейку, чтобы оценить свое состояние выгорания и позицию относительно других членов группы.
- Насколько часто вы оказываетесь в ситуациях повышенной активности, временного цейтнота, перегруженности информацией и работой? (начало линейки — минимальная перегруженность, конец линейки — максимальная перегруженность).
- Насколько сильно ваше ощущение усталости, потери сил, нехватки энергии в последнее время?
- Часто ли бывает так, что вы не хотите общаться со своими домашними, или клиентами?
- Часто ли вы обесцениваете важную для вас сферу деятельности, свои результаты? Комментарий ведущей: 4 психодраматические линейки — это 4 феномена и одновременно 4 стадии выгорания.
- Конкретизация сферы выгорания: Поднимите руки те, кто иногда испытывает выгорание в семье? В воспитании детей? В работе? В общении с коллегами? С начальством? В хобби? С друзьями?
II. Создание и конкретизация образа выгорающей части личности
III.
1. Арт-терапевтическая часть.
Материалы: бумага, картон, клей, ножницы, мелкий хлам, пуговицы, нитки, киндер-сюрпризы, ленты, пластилин, вырезки из журналов для коллажа и проч. В процессе создания портрета, скульптуры и образа своей выгорающей части человек может шить, лепить, клеить, рисовать.
Инструкция: Создайте рисунок, маску, коллаж, скульптуру той части вас, которая выгорает сейчас или выгорала раньше. Используйте все имеющиеся материалы. В процессе создания найдите имя для вашей выгорающей части, услышьте ее послание, что главное она хочет вам сказать. Часто ли эта часть бывает обожжена? Хорошо ли вы ее знаете? Какие чувства к ней испытываете?
2. На общий круг
Погружение в роль своей выгорающей части и представление из ролей по кругу. Имя, характерный жест, главное качество персонажа. Снятие ролей.
3. В парах — соконсультирование (три части)
- Интервью из роли: «что необходимо тебе, выгорающая часть, какой вид заботы, какое внимание? Какие у тебя потребности»?
- Человек снимает с себя роль выгорающей части и становится самим собой (идентификация с взрослой частью личности). Вспомогательное «Я» передает пожелания и требования выгоревшей части.
- От своего лица человек принимает решение — как он будет заботиться о выгоревшей части, как ей помогать — и говорит об этом выгоревшей части.
IV. Психодраматическая работа с образом выгоревшей части. Виньетки
Варианты виньеток:
- Диалог с выгоревшей частью, переговоры с «королем в голове», «центральным Я». Претензия выгоревшей части — ответ взрослой части — решение о взаимодействии и помощи выгоревшей части. Возможно — экологическая проверка.
- Ресурсная работа. Чего хочет выгоревшая часть, психодраматическая реализация желаний.
- Баланс «Хочу — надо». Для каждого «Надо» находится реальная компенсация для обеспечения отдыха, безопасности и реализации желаний (удовлетворения потребностей).
V. Авторская «карта ресурсов души»
Включение в карту ресурсов выгорающей части. Нахождение ей места, помощников, питательной среды, возможностей развития, безопасности, украшений и проч., исходя из имени и потребностей.
- Создание карты внутриличностных ресурсов. Инструкция: Предлагаю вам вновь обратиться внутрь себя. Каждый из нас имеет не только опыт пребывания в трудных жизненных ситуациях, но и выхода из них. Мы имеем багаж ресурсов в виде определенных мыслей, эмоций, психотехник, людей к которым мы обращаемся за помощью, ресурсных мест и т.д. Вспомните, что больше всего помогает вам в трудных ситуациях, в условиях нехватки ресурсов, поддержки, во временном и денежном цейтноте, усталости… Сейчас мы будем создавать карту ресурсов души. Вы можете нарисовать ее на листе, а можете добавить элементы коллажа. Можно карту вылепить из пластилина или сделать трехмерной. Вспоминайте все то, что помогает вам, и наносите это на вашу карту. Если это ситуации или люди — они тоже есть в вашем внутреннем мире как поддерживающие образы. Изобразите их. Вы можете на первом этапе просто творить, никак не называя фрагменты карты ресурсов. Пусть вас ведет творческий поток.
- Интеграция выгорающей части в ресурсную карту. Через 10-20 мин. Инструкция: Сейчас, когда вы находитесь в процессе создания карты ресурсов, обратите внимание на образ своей выгорающей части. Пожалуйста, включите ее в вашу ресурсную карту. Найдите ей место, исходя из того, какие потребности у вашей выгорающей части. Может быть, вы сделаете ей безопасный дом или украсите ее, или покормите, или подружите с каким-то ресурсом. Выгорающая часть должна присутствовать или быть физически связанной с вашей картой ресурсов.
- Общий круг после завершения интеграции выгорающей части в карту ресурсов. Вернисаж — работы раскладываются по кругу, люди молча смотрят, осознают свои чувства.
- В парах (тех же) — участники поочередно вживаются в роль своей выгорающей части и делятся ощущениями. Что изменилось, когда о выгорающей части позаботились у нашли ей место (роль).
- Виньетка «Карта ресурсов», или путешествие выгорающей части по стране ресурсов.
VI Заключительный шеринг
VII. Завершение. Теория
Общий круг.
Что происходит с выгорающим человеком?
- а — усталость, истощение, психосоматика
- б — редукция личных достижений
- в — деперсонализация (обесценивание, эмоциональное отстранение).
Что сильнее всего мешает творчеству и нашим крыльям? (интроекты, негативные установки, неконструктивные модели поведения, неумение попросить помощь…
Выводы по выгоранию
- Выгорание сопровождает нехватка ресурсов, нарушение баланса «брать-давать»
- Выгорание бывает спровоцировано нарушением психологической безопасности
- Выгорание «заразно», так как выгоревшие люди мало отдают и много берут
- Выгорание — это психологическая защита в ответ на многочисленные стрессы
Выводы — с чем можно работать для снижения уровня выгорания: 1) с внешними факторами — организационно вплоть до смены окружения и работы, 2) с ложными и иррациональными убеждениями (мыслями) и над формированием позитивного мышления 3) со сферой фрустрированных потребностей и чувств 4) на уровне тела обеспечение отдыха, нормальной еды, сна и проч. 5) тренинг совпадающего (копингового) поведения и конструктивных способов реагирования на стресс.
VIII. Ответы на вопросы
Итак, мы описали некоторые общепсихологические особенности синдрома эмоционального выгорания. Мы полагаем, что творчество, тренинг ассертивного поведения и копинга и формирование позитивного мышления — наиболее важные способы предотвращения и снижения уровня выгорания. Особенно важным нам представляется работа над актуализацией и наращиванием «контейнера» внутриличностных ресурсов и навыков. С выгорающей частью личности можно проводить психодраматическую работу, аналогично работе с любой частью интрапсихической реальности.
Литература
- Авторский сайт Лесовой Екатерины Витольдовны: «Профилактика эмоционального выгорания с помощью творческих методов развития личности». mioo.seminfo.ru
- Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. — СПб, 1999.
- Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. — СПб, 2008.
- Водопьянова Н.Е.. Психодиагностика стресса. — СПб, 2009.
- Грабе М. Синдром выгорания. Болезнь нашего времени. — М., 2008.
- Демьянчук Р.В. Как не «сгореть» у учительского стола. — СПб., 2006. под ред. Л. М. Шипицыной.
- Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. — М., 1983.
- Кошелев А.Н. Синдром «белого воротничка», или Профилактика «профессионального выгорания». — М., 2008.
- Куликов Л.В. и др. Психические состояния. — СПб., 2002. Ю. Разумова Е.Ю. Диагностические и терапевтические возможности работы с коллажами в арттерапии. — Журнал «Труды МЭЛИ», № 8 (4) 2008. mgta.ru
- Степанов С.Ю., Сухоруков А.С. Рождение нестандартных идей и действий. История рефлексивных размышлений и поисков одной школы. — Журнал «Директор школы». 1999. № 5. С. 3-13. ecsocman.hse.ru
- Хухлаева О.В. Эмоциональное выгорание учителей.
Читать также: «Работа с эмоциями в гештальт терапии»