Меню

Томас Огден — формы мышления и организации опыта

Свободный перевод. Клиническая психология; теоретический материал, психоанализ

09 Октября, 2014 года

Источник: Thomas H. Ogden (2010) On Three Forms of Thinking: Magical Thinking, Dream Thinking, and Transformational Thinking. The Psychoanalytic Quarterly, 2010, Volume LXXIX, No. 2, pp. 317-347

Свободный сокращенный перевод

В институтское время я хотела делать исследование, посвященное разработке проблемы мышления при эндогенных психозах (депрессия, шизофрения и шизоаффективный психоз), и активно изучала теоретические психоаналитические работы. С этого же времени остался этот перевод. К сожалению, я отдаю себе отчет, что примеры из практики можно понять в полной мере, только обратившись к оригинальному тексту, но и убирать их полностью мне показалось неправильным.

3 модуса мышления: магическое мышление, сновидное мышление и трансформирующее мышление.

Томас Огден считает, что психоаналитики сместили фокус своих профессиональных интересов с символического содержания — сновидений, ассоциаций, игры, поступков на способы мышления. Как человек мыслит, вместо что он мыслит. Автор выделил 3 модуса мышления и соответственно 3 способа организации опыта. По его мнению, они сосуществуют и не встречаются в чистой форме. Ни одна из форм мышления не является более приоритетной, чем другие, так же как сознание не является более приоритетным, чем бессознательное. Каждый модус мышления может включать множество частных способов мышления.

Магическое мышление (фантазия вместо реальности).

Эта форма мышления является, по сути, разрушением истинного мышления, направленного на внутреннюю или внешнюю реальность и препятствует психологическому росту. Магическое мышление сопровождается искажением осмысляемой реальности (внешней или внутренней).

В основе магического мышления лежит фантазия о всемогуществе, порождающая психическую реальность, которая конструируется не на основе опыта, а на основе мысли, оторванной от этого опыта. И эта реальность начинает переживаться как наиболее настоящая (то есть плохо корригируется опытом — индивид теряет способность обучаться на собственном опыте). В такой степени, в какой происходит подмена реальности магическими построениями, теряется способность индивида к различению воспринимаемого и фантазируемого, символа и символизируемого.

Магическое мышление лежит в основе большинства психологических защит. Переживание «инаковости», непохожести необходимо для обретения истинного ощущения себя. Когда нет не-Я, Я также не может существовать. При отсутствии дифференциации другого, Я становится одновременно все и ничто.

Для аналитика важно быть Другим для пациента. Последнее в чем нуждается пациент это в дубликате самого себя. Важно умение взаимодействовать с человеком, который является частью реальности, не создаваемой самим пациентом.

Такое мышление служит цели поддержания существующей структуры внутреннего мира. Магическое не может ничего породить, кроме новых магических конструкций.

Случай практической работы.

Она переживала реальность как историю, которую могла писать и переписывать по своему усмотрению. Где не было Я и Ты, лежащих вне ее контроля. Чувство потери себя, переживание себя украденной кем-то еще. Потерять себя в бесконечном переписывании реальности. Интерпретация терапевта: Вы чувствовали, что являетесь выдумкой чьего-то разума, и сейчас продолжаете так чувствовать.

Сновидное мышление.

Данное мышление реализует симультанную переработку эмоционального опыта в разных плоскостях (например, посредством первичного и вторичного процесса).

Это преимущественно бессознательная психологическая работа. Сновидное мышление продолжает функционировать, когда мы бодрствуем, но меркнет под блеском бодрствующей жизни (как звезды). Мы постоянно пытаемся породить личностные, психологические смыслы (в виде визуальных образов, вербальных символов, кинестетически организованных впечатлений).

Самосознание подразумевает освоение как внешней, так и внутренней реальности. Индивиды могут различаться в своей способности осмыслять свой жизненный опыт посредством сновидного мышления. Мы можем также достигать своего предела в «сновидении» определенного волнующего нас опыта. В раннем детском опыте мать и младенец совместно пытаются «сновидеть» такой опыт младенца. Позже он научается это делать самостоятельно (это же есть метафора и психоаналитического процесса).

Случай практической работы.

Она имела низкую способность перерабатывать свой опыт посредством сновидного мышления. Индикатор же возрастающей способности к продуктивному сновидному мышлению — чувствительность в опыту, полученному в ходе взаимодействия с реальностью.

Трансформирующее мышление.

 Является разновидностью сновидного, поскольку так же имеет дело с переработкой эмоционального опыта. Но его особенность заключается в создании кардинально новых способов организации опыта, которые могут сопровождаться появлением новой системы категорий, новых смыслов, новых видов чувств, других форм субъект-объектных отношений.

Пример с библейским сюжетом:

Вместо того, чтобы принять вопрос в тех категориях, в которых он был поставлен (должны ли мы нарушить закон или последовать ему?) Иисус создал новое пространство для размышлений, поставив новый вопрос — имеет ли право один человек судить другого человека? Изменился и сам язык. Что такое грех (это не просто свод правил). Грех — это неприемлемый с моральной точки зрения самого человека поступок.

Психоаналитическая работа стагнируется, если в ней отсутствуют достижения в области трансформирующего мышления.

Трансформирующее мышление — это не эврика-феномен. Путь к трансформации достаточно долог и сопровождается все возрастающей способностью аналитической пары мыслить о непереносимых аспектах опыта пациента.

Пример с пациенткой.

Пациентка с отвергающей матерью, которая впервые начала чувствовать теплые чувства, которые раньше для нее были лишь словами. До этого она могла либо «убить себя», либо «убить свою мать» (сон со шнуром — если я его вытащу, то я вытащу свои внутренние органы, если оставлю, то я умру).

Осознавание, как мало теплоты она получала в детстве и как мало дает ее своим собственным детям. Сон с чужими людьми в доме — если я их выгоню, то не умрут ни они, не я, просто им придется найти новое пристанище. Возрастающая дифференциация себя и другого (Я и Ты). Сепарация в этом новом способе интеграции опыта стала не смертью или убийством, а новым способом жизни вместо того чтобы захватывать или быть захваченным другим. Сепарация как акт создания пространства для себя и между Я и Ты.

Консультация психолога

Прием в Москве — метро Рижская

MariaNifontovna@gmail.com

+7 903 542-91-77

Записаться

Распространенные темы для работы

Обсудить статью, поделиться своим мнением

Правила комментирования: ознакомьтесь с ними, чтобы понять, в каком случае ваше сообщение не пройдет премодерацию.

Комментарии:

    Задать вопрос психологу

    Вы можете задать мне вопрос на интересующую вас тему через форму обратной связи. Примеры таких вопросов, можно увидеть в рубрике «Вопрос‑ответ». Там же в скором времени появится ответ на ваш вопрос, копия будет отправлена на указанную электронную почту. Я постараюсь ответить в самые ближайшие сроки.