В практической психологии существует интересный прием, который может быть использован самостоятельно или применяться при долгосрочной работе с психологом. В позитивной транскультуральной терапии он называется «позитивная реинтерпретация симптома».
Каждый наверняка не раз слышал в своей жизни фразу: «это с какой стороны посмотреть». И эта фраза, несомненно, является отражением основного посыла позитивной реинтерпретации. Не будет открытием тот факт, что у разных людей могут различаться точки зрения. Что же может быть причиной? Это и воспитание, и возраст, и окружение, и время, и эпоха, в которой данный конкретный человек растет, развивается, живет. В рамках позитивной реинтерпретации, мы будем говорить о транскультурно-исторической и метатеоретической интерпретации.
Транскультуральная реинтерпретация делает акцент на разных реакциях у людей, принадлежащих к различным культурам, таким образом, отличающиеся точки зрения отражают различные социальные правила, действующие в разных социальных группах. Именно эти правила определяют «норму», именно они сигнализируют о грани, когда норма переходит в нечто аномальное или болезненное.
Прилагаю интересную иллюстрацию-исследование в которой, были опрошены английские женщины, вышедшие замуж за американских солдат во время войны. Эти женщины рассказывали, что были сражены напористостью и неудержимой инициативой американских мужчин, которые все как-то очень быстро и настойчиво тащили их в постель. При этом мужчины об английских женщинах говорили то же самое.
Когда начали разбираться, выяснили, что в разных обществах существуют некоторые каноны. Это неосознаваемый сложившийся веками сценарий, по которому люди знакомятся, флиртуют, ухаживают, и, наконец, оказываются друг с другом в постели.
Допустим, что этот сценарий приблизительно разбили на 25 ступеней. Там есть разное, от «посмотрели друг другу в глаза», «дотронулись», «поцеловались» — и последнее звено этой цепочки — секс. Оказалось, что поцелуй у американцев находится где-то очень близко к началу в этой цепочке, а у англичан — практически в конце. Что происходит?
Американский мужчина начинает встречаться с английской девушкой, она ему нравится, и он довольно быстро ее целует, не успев практически ничего проделать из этих 25 пунктов. Т.е. поцелуй на первом свидании — совершенно нормальная история. Девушка, которая привыкла, что от первого свидания до первого поцелуя еще 15 с лишним каких-то признаков симпатии, пребывает в изумлении — как же это так, что ее прямо сразу ставят перед фактом и тянут в постель.
Если они все-таки сходятся, у обоих партнеров навсегда остается недоумение, по поводу того, почему другая сторона так «погорячилась». Описанные учеными 25 ступеней для этих женщин и мужчин — нечто аморфное, зашитое где-то на подкорке. Данные представления могу усложнять коммуникацию между супругами. Опытный терапевт помог бы им разобраться с тем, почему же другой партнер так поступил, и почему для одного это нормально, а для другого — нет.
Когда происходит расширение горизонтов человека? Именно в момент обнаружения того, что одно поведение оценивается в разных культурах и эпохах по разным стандартам. Теперь человек может оценить поведение не по заданным критериям, в его силах сравнить уже разные точки зрения. Так, в сфере личных отношений человек признает относительность системы своих ценностей, что помогает раскрыть предрассудки, преодолеть навязчивости и устранить барьеры на пути к коммуникации. Из этого вытекает важный психотерапевтический принцип, призывающий не кидаться в интерпретации нежелательно оцениваемого поведения, а попробовать поисследовать «правила игры», которые обуславливают кажущееся столь нежелательным поведение.
Когда мы говорим о метатеоретической реинтерпретации, мы обращаем внимание на многозначное толкование симптомов. Так, например, страх может быть по-разному истолкован в зависимости от диагностической и терапевтической модели, которую терапевт применяет к пациенту. В терапии внутренних болезней страх может рассматриваться как симптом, например, стенокардии, который хирург будет учитывать перед операцией и снимать таблетками и инъекциями. Психоаналитик будет рассматривать страх как результат конфликта между вытесненными потребностями, усвоенными требованиями и контрольными функциями Я и т.д. Таким образом, одному и тому же симптому могут придаваться различные смыслы и предусматриваться разные меры для борьбы с ним.
Болезнь в нашем обществе, ориентированном на ценности достижения, понимаемая как ограничение субъективной возможности работать и получать удовольствие от жизни, считается негативным состоянием. Но из нашего поля зрения ускользает значимость для переработки пациентом своих переживаний, ее функции в структуре семейных и других межличностных отношений, ее сигнале о дисгармонии жизненной ситуации. Не стоит думать, что предлагается подмена прежнего диагноза. Важность реинтерпретации в том, чтобы предложить «программу» и указания на новые способы справиться с проблемой. Возможность повлиять на установки пациента и его окружения по отношению к болезни помогает уменьшить чувство страдания выше упомянутых, освободиться от некоторой предвзятости и избавиться от донаучных толкований в понимании проблемы.
В духе «позитивной реинтерпретации» можно рассматривать депрессию не просто как чувство подавленности с преимущественно пассивной установкой, но и как способность к глубоким эмоциональным реакциям. Если принять во внимание проблему лени, то лень можно рассматривать как способность избегать требований деятельности (если говорим о профессиональной сфере, например). Данную интерпретацию можно связать с распространением заболеваний, связанных со стрессом, вызванным требованиями карьеры.
Конечно, такой способ мышления необычен для большинства людей, но так как они относятся к нарушениям своего здоровья негативно под влиянием отрицательно окрашенных представлений, позитивная реинтерпретация служит стимулом для переосмысления пациентом старых концепций и поиска доступных альтернативных интерпретаций. Альтернативы могут быть получены от терапевта, из теории, историй, притч или даже собственного опыта.
Еще несколько примеров разных интерпретаций:
Непослушание, дерзость:
— Отрицание внешних авторитетов, часто сочетающееся с эмоциональными вспышками (гнев, дерзость).
— Способность сказать «нет». Может быть расширена за счет времени (знание, когда сказать «нет»), причин (определить, почему говорится «нет»).
Ревность:
— Неуправляемый страх потерять партнера, объединенный с неадекватным контролем реальности.
— Способность любить, не вызывая своим поведением ответной любви. Подчеркивается позитивное отношение к «я», к партнеру, к верности, выраженная фантазия.
Агрессивность:
— Воинственность, жестокость.
— Способность спонтанно и эмоционально реагировать на что-либо. Расширение происходит за счет уяснения, против кого, когда, где и в какой форме осуществляется агрессия.
Фригидность:
— Сексуальная холодность женщин, неспособность испытывать оргазм.
— Способность говорить «нет» своим телом. Расширение за счет развития способности говорить «нет» словами, лучшего формулирования собственных потребностей.
Вопросы, которые можно использовать для самоисследования:
- Какие возможности открывает перед Вами эта ситуация?
- Чему Вас учит эта ситуация?
- Что Вам даёт эта ситуация?
- От чего Вас освобождает эта ситуация?
- От чего Вас уберегает эта ситуация?
- Чего Вы, возможно, ждете, находясь в этой ситуации?
- К каким решениям Вас подталкивает эта ситуация?