Вопрос о том, что влияет больше на становление личности: гены или воспитание, волнует человечество с древнейших времен. Исследователи признают трудность в разделении влияния генов (природных задатков) и факторов окружающей среды (воспитания и среды, в которой растет человек). Однако есть уверенность в одном: оба фактора ВЛИЯЮТ на человека в той или иной степени.
Важно признать тот факт, что мы — продукт окружения. По мнению Л. С. Выготского, всякая форма человеческой психики первоначально складывается как внешняя, социальная форма общения между людьми, и лишь затем в результате интериоризации становится компонентом психики человека.
Интериоризация (франц. interiorisation — переход извне внутрь, от лат. interior — внутренний) — формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоение жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом.
Мы можем говорить о том, что
— то, что мы о себе думаем,
— то, во что мы верим,
— то, как мы себе СЕБЯ представляем
— это результат социокультурного контекста, в котором мы росли. Таким образом, наша личность — продукт того окружения, в котором мы воспитывались.
В зависимости от того, какие мысли (концепции) были доминирующие в нашем окружении, мы вырастаем в ту или иную личность с определенным мировоззрением — картиной бытия, правилами жизни, способностями или неспособностями определять свое место в жизни, желаниями, целями.
Как так получается, что окружение имеет над нами такую серьезную власть? Любым процессом легко управлять, когда есть правила и рамки. Начиная с детсада, когда мы должны доесть все, что у нас в тарелке, и спать в положенное время, продолжая школой и институтом. Все эти правила становятся шаблонами, через которые нами управляют.
Будучи малышами (трех, четырех, семи, восьми лет…) мы еще не способны поставить под сомнение то, что НАМ О НАС говорят другие, и любые внешние оценки относительно нас воспринимаются как истина.
Так, например, мы можем усвоить, что «путешествия не для тебя, потому что ты вырос не в семье олигархов», или «ты ТАК не должен говорить» (что тебе может что-то не нравиться), что тебе «не идет синий цвет, больше никогда его не носи», «хотеть этого ненормально» и т.д. Это становится частью нашей личности.
К взрослому возрасту мы как бы «все о себе знаем», нам ничего не надо осознавать, мозг уже на автомате дает готовое решение. Так, мозг во многом начинает реагировать во взрослом возрасте интериоризированными «шаблонами», автоматическими решениями, усвоенными на прошлом детском опыте. Чем дольше мы живем с какой-то мыслью, тем сильнее убеждение.
Что такое хорошо — есть выученная история, что такое плохо — выученная история. Чего правильно хотеть — есть готовое решение. И мозгу не надо напрягаться, чтобы искать новое решение каждый раз. — Очень удобно, однако это может порождать и проблемы: каждый раз, когда возникают новые вызовы и потенциальные возможности, вместо того, чтобы направлять внимание и искать новые возможности, мы используем готовое решение.
Например концепция: в жизни нужно всегда делать выбор между построением хорошей семьи и успешной карьерой. И вот, когда у человека возникает вопрос о повышении, новой работе, новом проекте, мозг говорит — выбирай: ИЛИ так, ИЛИ так! Что там для тебя важно? Семья (я так приучен)? — Значит, отказываемся от предложений.
Такое мышление хорошо, когда изменения в жизни — редкое явление. Но сейчас жизнь меняется с невероятной скоростью. Человек с таким мышлением просто не успевает адаптироваться. Используя мышление по «шаблону», он заранее себя ограничивает, не позволяя себе даже посмотреть в сторону возможности.
Итак, те шаблоны, которые мы наработали и усвоили, управляют тем, что мы делаем. Мы даже не успеваем принять собственное решение. Сомневаться в собственных мыслях и убеждениях — самое ценное, что вы можете для себя сделать:
— Почему я так думаю и так делаю? В какой момент я решил, что это не для меня и не про меня?
Подсвечивая эти убеждения, посмотрев на них со стороны и поняв, в какой момент вы их приобрели, вы сможете выбрать другое убеждение, которое поможет реализовать или достичь того, что вы хотите. Мы не можем работать с тем, чего не осознаем. Как только что-то мы начинаем понимать и понимаем его природу, мы можем с этим работать и менять его на что угодно другое.
Схема такая:
1. Останавливаемся.
2. Смотрим на сферы, где мы хотим изменений (отношения, работа, тело, ценности).
3. Анализируем, что я на счет этого думаю.
4. Как только поймали за хвост свой шаблон мышления, задаем себе вопрос: Как я должен думать, чтобы прийти к тому, чего хочу?
Приведу иллюстрацию, в которой показано влияние среды (с контролем генетического фактора) на наше самоощущение, а также реализация этого самоощущения во внешнем мире:
В одном из экспериментов ученые поделили студентов на две одинаковые по интеллектуальным показателям группы, дав им одни и те же задания. Но при этом первой группе студентов внушили мысль о том, что их уровень интеллекта генетически определен и прыгнуть выше головы невозможно из-за того, что генетика решает все. Второй группе студентов внушили мысль о том, что умственные тренировки и целенаправленные усилия в сфере решения задач играют большую роль в общем интеллекте человека, чем генетические факторы. В итоге вторая группа, которая изначально не отличалась от первой группы, дала гораздо лучшие результаты, чем первая. Таким образом, не сами гены, а вера людей в то, какую роль они играют, очень сильно влияют на успех человека в той или иной сфере. Если человек верит, что он сможет сделать что-то, он действительно сможет сделать это, если же он не верит в себя, то он действительно не сможет сделать то, что ему задали.
Думать про думание. Периодически важно просто остановиться и задать себе вопрос: о чем я сейчас думаю? Поведение — симптом. Это проявление того, что мы думаем относительно наших возможностей, характера, нашего потенциала, наших способностей и того, чего мы достойны. Поэтому, если мы хотим изменений в работе, отношениях, друзьях, цвете волос, не начинаем делать что-то по-другому, а спускаемся на уровень «а что я по этому поводу думаю».