Терапевтические группы в 2024 году: узнать больше.

Роль историй в психотерапии

«Когда всё происходит понарошку и меня совсем не касается, можно позволить себе услышать то, что раньше просто не укладывалось в голове»

24 Декабря, 2020 года

С давних времен люди использовали истории и сказки как средство развлечения и образования. С их помощью в сознании людей закреплялись моральные ценности, принципы и устои. Из-за своей увлекательности рассказы особенно подходили для этой цели. Иногда мораль историй лежит на поверхности, а случается, что она скрыта и является лишь намеком. Сказки являлись и средством народной психотерапии еще задолго до того, как психотерапия превратилась в профессиональное занятие.

Использование историй (сказок, мифов, притч, афоризмов) в психологической помощи поощряет воображение и интуицию человека, помогает взаимопониманию между психотерапевтом и клиентом, дает больше простора фантазии и интуиции, обогащает собственный опыт, помогает в разрешении конфликтов, не атакуя систему ценностных ориентации клиента, показывает односторонность его позиции, а значит, «расширяет горизонты». Истории помогают клиенту в безопасном пространстве осмыслить межличностные отношения и попытаться понять представления, кажущиеся ему чуждыми, опасными или противоречивыми.

Также удивительно, что каждый может понимать истории по-своему, исходя из своей ситуации. Это веселое чтение, которое не только развлекает, но и помогает в жизни.

Следующие вопросы натолкнут на размышления о роли историй\сказок в нашем взрослении:

— Кто читал или рассказывал Вам истории (отец, мать, сестра, брат, дедушка, бабушка, тетя, воспитательница детского сада и т.п.)?

— Можете ли Вы вспомнить ситуации, при которых Вам рассказывали истории? Что Вы тогда чувствовали?

— Как Вы относитесь к сказкам и историям?

— Какую историю, какой рассказ, какую сказку Вы можете вспомнить сразу?

— Кто Ваш любимый автор?

— Какие пословицы и афоризмы имеют для Вас самое важное значение?

Мы можем любить их или оставаться равнодушными, или вовсе отвергать.

Сказка, как инструмент психотерапии используется в методе Позитивной транскультуральной психотерапии Носсрата Пезешкиана, который опирается одновременно на психотерапевтические традиции Запада, с его научной объективностью, структурностью, ориентацией на результат, и Востока, привносящего в работу духовность, включение семейного контекста, народную мудрость в виде историй, высказываний и пословиц.

Функции историй по Н. Пезешкиану (Н. Пезешкиан «Торговец и попугай»):

1. Функция зеркала. Снимая эмоциональное напряжение, истории помогают пациенту/клиенту увидеть свои проблемы со стороны. Так он может определить своё отношение к привычным возможностям решения конфликтов. История становится зеркалом, которое отражает реальность, превращая её в ассоциативные образы.

2. Функция модели. Истории отображают конфликтные ситуации в виде алгоритмов и предлагают различные варианты разрешения проблем. Модель, предлагаемая историей, не статична, она может изменяться, отражая изменения и индивидуальность клиента.

3. Функция медиатора. Страх человека перед новым, боязнь потерять то, что у него уже есть, могут быть ослаблены с помощью переноса остроты ситуации в воображаемый мир историй, говоря как бы не о себе, а о персонаже истории, человек сможет разрешить значимые конфликты.

4. Функция пролонгирования. Благодаря своей образности, истории легко запоминаются. Клиент вспоминает их и после окончания сеанса вносит в них свои изменения, рассказывает другим людям. Таким образом, история выполняет функцию хранения опыта и помогает человеку стать психотерапевтом для его окружения.

5. Функция носителя традиций. Описывая индивидуальные ситуации, истории выносят их за пределы индивидуального опыта и обращаются к культурным традициям и опыту различных поколений.

6. Функция межкультурного посредника. Истории передают информацию о жизненных принципах, традициях и уникальном народном опыте других культур.

7. Функция регрессии. Сам процесс рассказывания истории превращает терапию в нечто интимно-семейное. Создаётся атмосфера «сказки, рассказанной на ночь», оживляющая фантазию, интуицию и внутренние ресурсы человека. Глубина регрессии регулируется выбором темы и истории, темпа рассказа, тембра голоса и т. д.

8. Возбуждая игру воображения, предлагая альтернативные, порой странные, порой смешные решения\альтернативы, истории вызывают новое неожиданное переживание, смену парадигмы, интуитивное открытие, сопровождаемое изумлением и воодушевлением.

Пример работы с притчей:

Пятьдесят лет вежливости

Одна пожилая супружеская пара после долгих лет совместной жизни праздновала золотую свадьбу. За общим завтраком жена подумала: «Вот уже пятьдесят лет, как я стараюсь угодить своему мужу. Я всегда отдавала ему верхнюю половину хлебца с хрустящей корочкой. А сегодня я хочу, чтобы этот деликатес достался мне». Она намазала себе маслом верхнюю половину хлебца, а другую отдала мужу. Против ее ожидания он очень обрадовался, поцеловал ей руку и сказал: «Моя дорогая, ты доставила мне сегодня самую большую радость. Вот уже более пятидесяти лет я не ел нижнюю половину хлебца, ту, которую я больше всего люблю. Я всегда думал, что она должна доставаться тебе, потому что ты так ее любишь».

Возможный способ толкования: случается на психотерапии слышать такую фразу: «Я стараюсь делать то, чего хочет мой муж». Целью такой женщины является угадать и исполнить желания и намерения своего партнера. В то же время она не проявляет никакой инициативы для себя и отодвигает на задний план собственные желания и потребности. Притча говорит нам о том, что это замалчивание своих собственных потребностей и желаний приводят не только к недоразумениям, но и к одностороннему распределению ролей, которое с течением времени будет восприниматься как бремя и рабство.

Консультация психолога

Прием в Москве — метро Семеновская

ptcouns@gmail.com

+7 901 187-70-06

Записаться

Распространенные темы для работы

Задать вопрос психологу

Вы можете задать вопрос на интересующую вас тему через форму обратной связи. Примеры таких вопросов, можно увидеть в рубрике «Вопрос‑ответ». Там же в скором времени появится ответ и на ваш вопрос, копия будет отправлена на указанную электронную почту. Ответит на ваш вопрос наш небольшой коллектив психологов. Выбрать, кто именно ответит на ваш вопрос, нельзя. На текущий момент участвуют в составлении ответов Оноприкова Ольга, Баскакова Наталья, Дмитрий Бакушин. Мы постараемся ответить в течение трех суток с момента получения вопроса. В месяц нам по силам ответить только на 12 вопросов, поэтому мы отвечаем на 12 первых присланных.