С давних времен люди использовали истории и сказки как средство развлечения и образования. С их помощью в сознании людей закреплялись моральные ценности, принципы и устои. Из-за своей увлекательности рассказы особенно подходили для этой цели. Иногда мораль историй лежит на поверхности, а случается, что она скрыта и является лишь намеком. Сказки являлись и средством народной психотерапии еще задолго до того, как психотерапия превратилась в профессиональное занятие.
Использование историй (сказок, мифов, притч, афоризмов) в психологической помощи поощряет воображение и интуицию человека, помогает взаимопониманию между психотерапевтом и клиентом, дает больше простора фантазии и интуиции, обогащает собственный опыт, помогает в разрешении конфликтов, не атакуя систему ценностных ориентации клиента, показывает односторонность его позиции, а значит, «расширяет горизонты». Истории помогают клиенту в безопасном пространстве осмыслить межличностные отношения и попытаться понять представления, кажущиеся ему чуждыми, опасными или противоречивыми.
Также удивительно, что каждый может понимать истории по-своему, исходя из своей ситуации. Это веселое чтение, которое не только развлекает, но и помогает в жизни.
Следующие вопросы натолкнут на размышления о роли историй\сказок в нашем взрослении:
— Кто читал или рассказывал Вам истории (отец, мать, сестра, брат, дедушка, бабушка, тетя, воспитательница детского сада и т.п.)?
— Можете ли Вы вспомнить ситуации, при которых Вам рассказывали истории? Что Вы тогда чувствовали?
— Как Вы относитесь к сказкам и историям?
— Какую историю, какой рассказ, какую сказку Вы можете вспомнить сразу?
— Кто Ваш любимый автор?
— Какие пословицы и афоризмы имеют для Вас самое важное значение?
Мы можем любить их или оставаться равнодушными, или вовсе отвергать.
Сказка, как инструмент психотерапии используется в методе Позитивной транскультуральной психотерапии Носсрата Пезешкиана, который опирается одновременно на психотерапевтические традиции Запада, с его научной объективностью, структурностью, ориентацией на результат, и Востока, привносящего в работу духовность, включение семейного контекста, народную мудрость в виде историй, высказываний и пословиц.
Функции историй по Н. Пезешкиану (Н. Пезешкиан «Торговец и попугай»):
1. Функция зеркала. Снимая эмоциональное напряжение, истории помогают пациенту/клиенту увидеть свои проблемы со стороны. Так он может определить своё отношение к привычным возможностям решения конфликтов. История становится зеркалом, которое отражает реальность, превращая её в ассоциативные образы.
2. Функция модели. Истории отображают конфликтные ситуации в виде алгоритмов и предлагают различные варианты разрешения проблем. Модель, предлагаемая историей, не статична, она может изменяться, отражая изменения и индивидуальность клиента.
3. Функция медиатора. Страх человека перед новым, боязнь потерять то, что у него уже есть, могут быть ослаблены с помощью переноса остроты ситуации в воображаемый мир историй, говоря как бы не о себе, а о персонаже истории, человек сможет разрешить значимые конфликты.
4. Функция пролонгирования. Благодаря своей образности, истории легко запоминаются. Клиент вспоминает их и после окончания сеанса вносит в них свои изменения, рассказывает другим людям. Таким образом, история выполняет функцию хранения опыта и помогает человеку стать психотерапевтом для его окружения.
5. Функция носителя традиций. Описывая индивидуальные ситуации, истории выносят их за пределы индивидуального опыта и обращаются к культурным традициям и опыту различных поколений.
6. Функция межкультурного посредника. Истории передают информацию о жизненных принципах, традициях и уникальном народном опыте других культур.
7. Функция регрессии. Сам процесс рассказывания истории превращает терапию в нечто интимно-семейное. Создаётся атмосфера «сказки, рассказанной на ночь», оживляющая фантазию, интуицию и внутренние ресурсы человека. Глубина регрессии регулируется выбором темы и истории, темпа рассказа, тембра голоса и т. д.
8. Возбуждая игру воображения, предлагая альтернативные, порой странные, порой смешные решения\альтернативы, истории вызывают новое неожиданное переживание, смену парадигмы, интуитивное открытие, сопровождаемое изумлением и воодушевлением.
Пример работы с притчей:
Пятьдесят лет вежливости
Одна пожилая супружеская пара после долгих лет совместной жизни праздновала золотую свадьбу. За общим завтраком жена подумала: «Вот уже пятьдесят лет, как я стараюсь угодить своему мужу. Я всегда отдавала ему верхнюю половину хлебца с хрустящей корочкой. А сегодня я хочу, чтобы этот деликатес достался мне». Она намазала себе маслом верхнюю половину хлебца, а другую отдала мужу. Против ее ожидания он очень обрадовался, поцеловал ей руку и сказал: «Моя дорогая, ты доставила мне сегодня самую большую радость. Вот уже более пятидесяти лет я не ел нижнюю половину хлебца, ту, которую я больше всего люблю. Я всегда думал, что она должна доставаться тебе, потому что ты так ее любишь».
Возможный способ толкования: случается на психотерапии слышать такую фразу: «Я стараюсь делать то, чего хочет мой муж». Целью такой женщины является угадать и исполнить желания и намерения своего партнера. В то же время она не проявляет никакой инициативы для себя и отодвигает на задний план собственные желания и потребности. Притча говорит нам о том, что это замалчивание своих собственных потребностей и желаний приводят не только к недоразумениям, но и к одностороннему распределению ролей, которое с течением времени будет восприниматься как бремя и рабство.