Терапевтические группы в 2024 году: узнать больше.

Терапевтическая работа с микротравмой. Часть 2

Не стоит недооценивать влияние на нас, казалось бы, незначительных событий или случайных высказываний.

31 Января, 2021 года

Предложу вам для рассмотрения по теме микротравм обобщенный кейс, собранный из разных практических случаев.

Очень много примеров микротравм мы можем вспомнить из детства. Так, например, ситуация, когда мама посылала за колбасой, а ребенок приносил «неправильную», по ее мнению, колбасу, после чего был отруган мамой, мы можем считать микротравмой.

В чем суть истории: мама посылает ребенка за колбасой, проговаривая ее вес, вид, производителя и цену. Ребенок принимает решение выбрать сам, и по приходу домой его ждет скандал из-за нечеткого следования инструкциям матери. Через некоторое время ребенок усваивает, что, чтобы избежать негативных эмоций со стороны матери, он должен быть послушным и действовать в соответствии с инструкциями. Ситуация из серии: «шаг влево, шаг вправо – расстрел». Человек привыкает делать так, как сказала мама. Ребенок не должен сам принимать решение по поводу продуктов, которые он покупает, по поводу своей комнаты, даже по поводу своей одежды, не посоветовавшись с матерью, иначе это приведет к ссоре.

Накапливающиеся микротравмы могут очень сильно отразиться на дальнейшей жизни человека. И он обнаружит себя в кресле у психолога, рассказывающим о том, что без одобрения матери/мужа (или другого близкого человека) даже не может выбрать себе стол на кухню или шторы в комнату. Человека преследует чувство неудовлетворенности своей жизнью, убежденность в своей неспособности управлять своей жизнью, воплощать свои желания, что сопровождается ощущением собственной беспомощности. Он описывает свое «необоснованно» тревожное состояние, каждый раз когда нужно что-то приобрести, сделать выбор, пытается жить настоящим и недоумевает, как та история из прошлого так могла на него повлиять. Работа психолога с макро- и микротравмой по своей сути оказывается очень похожей, поскольку мы в том и другом случае работаем с эмоциями: страхом, болью, злостью, обидой, стыдом и т.д.

Итак, ситуация выбора неизменно возвращала клиента к предвосхищению негативных проявлений, которые могут на него «вылиться». С детства ему так невыносимо было их выдерживать, что он готов был сделать все, чтобы только предотвратить ссору. Подобным образом он ведет себя в настоящем, поскольку ему кажется, что любое «своеволие» приведет к «ругани».

Прежде всего целью психолога в работе с травмой является создание в ходе психотерапии ощущения безопасности, принятия, установление терапевтических отношений, способствующих самораскрытию и самоисследованию. Эти отношения включают в себя доверие, надежность, понимание, сотрудничество психолога и клиента. Тогда становится возможной честная и открытая проработка.

Первые психотерапевтические сессии с клиентом обычно посвящены проведению психотерапевтического интервью, направленного на сбор более детальной информации о характере психотравмирующей ситуации, симптомах и ее переживаниях. Эти сессии важны, поскольку в ходе них создается безопасное, устойчивое и комфортное пространство для терапевтической работы.

Чтобы не допустить ретравматизации необходимо создать ресурс, который придаст устойчивости перед опасностью возможного разрушения при травме, тогда станет возможным «прикоснуться» к травматическому переживанию, сохраняя внутреннее равновесие.

Ресурсы могут быть внешними и внутренними. К внешним ресурсам относятся увлечения, поддержка близких людей; к внутренним – смыслы, образы, воспоминания и т.д.

Далее происходит создание определенных границ травматического переживания (контейнирование). Прорабатывается страх, который возникает, когда мы погружаемся в ситуацию. Это может выглядеть так: «Когда вспоминаю произошедшее, мне хочется так сжаться, чтобы исчезнуть, я чувствую как холодеют руки». «Контейнирование» происходит благодаря осознаванию, отслеживанию и называнию негативных телесных ощущений, которые соответствуют травматическим симптомам (например, сжатие, напряжение, тремор и др.).

Далее работа с болью, в описываемом случае была работа со страхом разрушиться от потока негатива и от боли, которую он приносил, страх предвосхищаемой боли от возможного разрыва отношений с мамой из-за непослушания. Далее работа со злостью, с разрешением себе злиться на контролирующую мать. И снова боль, человек плакал от того, что столько лет не разрешал себе разозлиться на мать, поконфронтировать с ней даже в фантазиях. По итогу: пришедшее чувство облегчения и принятия прошлого.

В процессе терапии удалось разделить чувства клиента к матери и супругу. В осмыслении личных отношений человек понял, что переносит отношения с матерью, где нельзя было проявлять свою волю, на отношения с любимым человеком. Клиент ушел с чувством спокойствия. Похоже, что ему удалось вернуть чувство контроля над своей жизнью. Стоит отметить, что работа по завершению травматического переживания на всех уровнях: эмоциональном, поведенческом, телесном и смысловом является длительным процессом.

Консультация психолога

Прием в Москве — метро Семеновская

ptcouns@gmail.com

+7 901 187-70-06

Записаться

Распространенные темы для работы

Задать вопрос психологу

Вы можете задать вопрос на интересующую вас тему через форму обратной связи. Примеры таких вопросов, можно увидеть в рубрике «Вопрос‑ответ». Там же в скором времени появится ответ и на ваш вопрос, копия будет отправлена на указанную электронную почту. Ответит на ваш вопрос наш небольшой коллектив психологов. Выбрать, кто именно ответит на ваш вопрос, нельзя. На текущий момент участвуют в составлении ответов Оноприкова Ольга, Баскакова Наталья, Дмитрий Бакушин. Мы постараемся ответить в течение трех суток с момента получения вопроса. В месяц нам по силам ответить только на 12 вопросов, поэтому мы отвечаем на 12 первых присланных.