Спецкурс по работе с агрессией (для психологов, онлайн)

Ноябрь-декабрь 2021 года (9:30-12:50 по Московскому времени). Описание и запись

Меню

Трансформирующие метафоры.

Продолжение статьи «Роль историй в психотерапии».

13 Октября, 2021 года

Трансформирующие метафоры.

Случается так, что нам не удается понять причины того, что с нами происходит. Мы чувствуем дискомфорт, когда что-то идет не так, но облечь это в правильные слова не выходит. На помощь в таком случае приходят метафоры.

Трансформирующая метафора — техника, которая используется терапевтами и которую можно применить самостоятельно.

1 шаг. Попытайтесь выразить своё состояние в текущей ситуации с помощью метафоры, например, «я чувствую себя джином, который одновременно всемогущ, но на котором тем не менее надеты эти несносные браслеты, которые ставят его в зависимость от других людей. Он все живет в своей маленькой лампе и никакого прока от его могущества нет».

2 шаг. Сформулируйте метафору к состоянию, которое бы хотелось чувствовать, это может быть про другое, совершенно не связанное с прошлой метафорой, например, «хочу ощущать себя мощным орлом, парящим над бескрайними просторами».

3 шаг. Попытайтесь представить первый шаг трансформации из джина в орла, какое первое превращение. Например, «о, тогда представим встречу джина с человеком, который поможет стать ему орлом».

Начинаем пристально сличать все элементы всех метафор с реальностью.

Например,

— что в вашей жизни является браслетами-оковами, что лампой, о каком могуществе идет речь, о какой зависимости, от кого. Какой «прок» хотелось бы получать?

— Каковы свойства целевого состояния? Как себя чувствует орел? Над какими просторами кружит, что это за просторы в жизни? На что орел смотрит свысока?

— Какого человека, хотело бы встретить? Или обстоятельства? Какие могут быть варианты взаимодействия с этим человеком?

Например, человек может освободить джина (одно желание) или человек может захотеть видеть в джине орла (другое желание), или же джин все-таки сам может что-то сделать, не привлекая другого героя? Снова сличаем элементы метафоры с реальностью и так далее.

Метафоры можно конструировать используя все, с чем мы сталкиваемся в обычной жизни. Так, не используемые активно ресурсы можно сравнить с деньгами в банке, а метафора корабля, идущего через шторм, может описывать людей, чья жизнь лишена гармонии. И тот факт, что за штормами на море всегда следует покой, может обеспечить полезное ободрение.

Конструирование историй.

Мы часто можем сочинить сказку сами или с помощью психотерапевта, чтобы увидеть альтернативные точки зрения, попробовать новые модели поведения, обнаружить ресурсы для разрешения вопроса. Беттельгейм, всемирно известный психоаналитик, говорит, что истории «предлагают примеры как временных, так и постоянных решений острых проблем», не преуменьшая силу внутренней борьбы, вызываемой взрослением.

Есть несколько рекомендаций, которые помогут это сделать. Попробуйте сформулировать для себя и описать ситуацию, в которой вы испытываете трудности. Можете воспользоваться такими вопросами:

— Чего вам хочется в этой ситуации?

— Какими способами уже пытались с ней справиться?

— Кто\что мешает?

— Как вы реагируете на проблему?

— Что может помочь получить желаемое?

— Как вы решали подобные проблемы в прошлом? Похожие ли стратегии?

Например, приходит на консультацию девушка, которая жалуется на проблемы в отношениях с ее молодым человеком. В беседе выясняется, что «как бы она ни старалась, ни ухаживала за собой, какие бы салоны и фитнесы не посещала, какие бы прически не делала, какие бы прекрасные платья не надевала, он не обращает на это внимания. Приходит с работы уставший, часто говорит по телефону со своей старой подругой». Пациентка часто ловит своего молодого человека на темах, которые он обсуждает со своей подругой, но почему-то не доверяет ей.

В ее семье много говорили о внешнем виде женщины, мать часто говорила о том, что если клиентка не будет хорошо выглядеть, то ее никакой мужчина не полюбит и не женится на ней. Поэтому пациентка всю жизнь пыталась соответствовать привитому матерью образу женщины, красивой и ухоженной. Но почему-то ей все равно не удавалось сблизиться ни с одним ее молодым человеком. Ни нынешний молодой человек, ни кто-либо из ее прошлых мужчин ни разу не заговаривал о свадьбе, да и отношения быстро заканчивались.

Пробуем сочинить историю, в которой главный герой сталкивается с подобным конфликтом. В рассказе можно опираться на следующий план:

1. Описание ситуации, мешающей получить желаемое.

2. Описание попыток добиться своего, которые не помогают и лишь усугубляют ситуацию.

3. Прозрение: герой понимает свои настоящие потребности и открывает новые возможности.

4. Герой развивает новые способности и удовлетворяет свои потребности неожиданным способом.

5. Новые способности и новое понимание открывают новые возможности.

Такую сказку можно было бы сочинить к примеру, приведенному выше:

Жила была в красивом саду диковинная птичка, с необычным оперением, с волнистым хохолком, с длинным сияющим хвостом. И люди, и звери приходили полюбоваться ее великолепием. Птичка чувствовала, как привлекает их ее оперение, ей нравилось, как они смотрят на нее и восхищаются, поэтому она всегда тщательно чистила свои перышки, чтобы всегда быть наготове и презентовать их миру. Ей важно было нравиться, тогда она чувствовала, что она нужна, важна, что ее любят. Но длилось это недолго, люди и животные почему-то надолго не задерживались с ней. Они восхищались ею, но снова возвращались к своим делам, уходили, она оставалась одна и грустила. Она не понимала, почему они не хотят быть навсегда с ней, она же такая красивая… Неужели они не видят, как она старается для них?

И вот одним одиноким осенним вечером встретила она мышонка, он перебегал тропинку без оглядки. Птичка решила привлечь его внимание, поворачивалась то одной стороной к нему, то другой, но он так и не поднимал головы, и в отчаянии неожиданно для себя она распустила свой хвост, который вдруг залил светом всю тропинку. Мышонок остановился и поднял свою голову, перед ним сидела невероятной красоты Жар-птица! Как же он обрадовался ее появлению! И рассказал мышонок свою историю, как потерялся в незнакомом саду, как бродил по нему неделями, как темно ему было, одиноко, страшно и холодно. И спустилась к нему Жар птица, и подарила ему свой свет, и согрела она маленького мышонка, поделилась своими запасами еды и в последствии проводила его до дома.

С тех пор обрела наша птичка верного друга, и согревались они всю осень и зиму увлекательными разговорами. И мышонок уже не представлял своей жизни без любящего, трепетного, нежного сердца птички.

Далее попробуйте проанализировать то, как влияет история на ваше восприятие ситуации? На что вдохновляет? И какие простые шаги вы можете предпринять в жизни, выполнение которых вдохновит и придаст уверенности в жизнеспособности нового способа реагирования на ситуацию?

Поделиться:
Консультация психолога

Прием в Москве — метро Семеновская

ptcouns@gmail.com

+7 901 187-70-06

Записаться

Распространенные темы для работы

Задать вопрос психологу

Вы можете задать вопрос на интересующую вас тему через форму обратной связи. Примеры таких вопросов, можно увидеть в рубрике «Вопрос‑ответ». Там же в скором времени появится ответ и на ваш вопрос, копия будет отправлена на указанную электронную почту. Ответит на ваш вопрос наш небольшой коллектив психологов. Выбрать, кто именно ответит на ваш вопрос, нельзя. На текущий момент участвуют в составлении ответов Оноприкова Ольга, Баскакова Наталья, Дмитрий Бакушин. Мы постараемся ответить в течение трех суток с момента получения вопроса. В месяц нам по силам ответить только на 12 вопросов, поэтому мы отвечаем на 12 первых присланных.