Меню

«Выученная беспомощность» в экспериментах и в жизни

Часть 3. Выученная беспомощность или переживание всемогущества

24 Января, 2016 года

В 1974 году Hiroto модифицировал эксперимент Селигмана для проведения его на людях и смог продемонстрировать у них выученную беспомощность. Каждый 10-ый человек не выключал нарастающий неприятный звук при том, что имел такую возможность. Селигман полагал, что выученная беспомощность имеет 3 источника формирования:

  1. Опыт переживания неблагоприятных событий при отсутствии возможности контролировать события собственной жизни.
  2. Опыт наблюдения за «беспомощностью» других людей.
  3. Отсутствие самостоятельности в детстве при готовности родителей все делать вместо ребенка.

«Различают беспомощность ситуативную и личностную. Ситуативная беспомощность — это временная реакция на те или иные не подконтрольные человеку события. Личностная беспомощность — это устойчивая мотивационная характеристика человека, формирующаяся в процессе развития под влиянием взаимоотношений с окружающими (Циринг Д. А., 2005)».

Ильин Е. П., 2011

«У родителей детей с личностной беспомощностью и у родителей самостоятельных детей были обнаружены значимые различия в стилях воспитания».

Циринг Д. А. 2009. С. 25-26.

Суть этих различий предполагала наличие у матерей детей со сформированной выученной беспомощностью:

  • непоследовательность родительских действий (неустойчивость стиля воспитания),
  • желание удовлетворять различные потребности ребенка в тех случаях, когда это только возможно,
  • ориентацию на воспитание, готовность уделять детям большое количество времени и внимания.

«По данным И. О. Девятовской (2005), формированию выученной беспомощности у менеджеров способствовал высокий уровень мотивации к избеганию неудач (это совпадает с данными Н. Боровской в отношении ленивых) и контроль за действием по типу ориентации на состояние (по Ю. Кулю)».

Ильин Е. П., 2011

Что можно считать у людей во взрослом возрасте проявлением приобретенной беспомощности?

  • Отсутствие каких-либо экспериментов над своей жизнью и стилем поведения?
  • Сглаженность различных желаний (которые не переживаются эмоционально настолько остро, чтобы «хотеть и делать»)?
  • Низкую избирательность и отсутствие каких-либо специфических ожиданий?
  • Отток устремлений из некоторых сфер жизни?
  • Или то, что в психологии считается внешним локусом контроля (обретение эмоционального равновесия или экзистенциального смысла в убеждениях — «все будет так, как оно будет»)?

Один из ответов, который я считаю правдоподобным, заключается в том, что это только сам человек может понять или почувствовать, что именно с ним происходит. А значит это в его силах понять, в каком направлении следует двигаться: принять свою «беспомощность» в каком-то вопросе или усилить борьбу с самим собой и другими? Такой взгляд освобождает от необходимости навешивания ярлыков, когда кто-то обязательно должен быть неправ больше, чем другой.

Для меня главный вопрос звучит так: «спокойствие» (если оно вообще чувствуется) — оно шаткое, демонстрируемое, больше похоже на усталость или искреннее, естественное, имеющее под собой надежные основания.

Примеры:

Отсутствие ориентации на эксперименты:

— Моя работа — это неотъемлемая часть моей жизни. У нее есть определенные недостатки. Я не хочу ничего менять, только пытаюсь узнать, что еще можно сделать, чтобы меньше от нее уставать и, возможно, лучше переключаться после нее.

— Я не думаю, что с этим можно что-то делать. Я просто не совсем могу понять его, зачем он так поступает. Видимо, мне просто больше не стоит на него рассчитывать.

— Я расскажу, как все было: <…>. (В кругу друзей или психологу). И что, как вы думаете, мне оставалось?

Ориентация на поиски:

— Эти мысли не дают мне покоя. Особенно по ночам. Лучше бы мне поскорее решить этот вопрос.

— Просто невозможно, я должна с ней поговорить. И вот интересно, что же она на это ответит!

— Я был очень удивлен обнаружить своего друга детства в таком состоянии. Я не верю, что он доволен тем, что происходит. Но, похоже, он уже давно не собирается ничего предпринимать. Я опасаюсь, что однажды и меня что-либо сможет заставить опустить руки.

— А как бы ты хотела поступить на моем месте, обладая другим характером и имея другие в чем-то приоритеты (искренний интерес)?

Литература

Ильин Е. П. «Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень.» М.: Питер. 2011

http://ru.wikipedia.org/wiki/Выученная_беспомощность

Hiroto, D.S.; Seligman, M.E.P. (1975). «Generality of learned helplessness in man». Journal of Personality and Social Psychology

Часть 2

Поделиться:
Консультация психолога

Прием в Москве — метро Рижская

MariaNifontovna@gmail.com

+7 903 542-91-77

Записаться

Распространенные темы для работы

Обсудить статью, поделиться своим мнением

Правила комментирования: ознакомьтесь с ними, чтобы понять, в каком случае ваше сообщение не пройдет премодерацию.

Комментарии:

    Задать вопрос психологу

    Вы можете задать мне вопрос на интересующую вас тему через форму обратной связи. Примеры таких вопросов, можно увидеть в рубрике «Вопрос‑ответ». Там же в скором времени появится ответ на ваш вопрос, копия будет отправлена на указанную электронную почту. Я постараюсь ответить в самые ближайшие сроки.