Меню

Беспокоит поведение 12-летней дочери: ничего не хочет

Здравствуйте. Очень беспокоит поведение 12-летней дочери: апатия практически ко всему, съехала в учебе, называет себя дебилкой, хочет быть серой мышкой, жалуется на одиночество — и тут же хочет быть одна. Все общение происходит в интернете, смотрит аниме и ничего больше. С трудом идет на разговор любой — сразу в слезы всегда. Как говорит она сама — не может объяснить, почему ей так плохо. Находится в подавленном состоянии морально, и заболевает физически — появилась аллергия. В семье отношения нормальные, ссор и скандалов нет, но папа редко бывает дома, загружен на работе. Я пыталась и давить, и уговаривать, и наказывать — никак… К психологу идти не хочет — не верит, что помогут, с репетиторами — та же история. Девочка умная, быстро соображает, симпатичная внешне, НИЧЕГО НЕ ХОЧЕТ! Что делать?

08 Апреля, 2017 года

Не имея личной беседы с ребенком, мало что можно предположить по поводу природы ее состояния в плане дальнейших конструктивных шагов (общие моменты констатировать можно, но в том нет подсказки к улучшению ситуации).

Но что-то вы можете попробовать воплотить сами.

Вы можете сделать следующее, спросить:

Кажется ли ей самой, что её состояние за последнее время (назовите конкретный период, сколько по вашему наблюдению это длится) как-либо существенно отличается от того, каким оно было раньше?

Задайте этот вопрос так, чтобы ребенку было понятно, что на него можно ответить либо «да», либо «нет» — ни один из ответов не является более предпочтительным, чем другой. Понаблюдайте также, не старается ли она разгадать, какой из ответов вы хотите услышать. Если старается назвать желаемый ответ, то это особенность сложившейся к данному моменту коммуникации*.

* — Стиль коммуникации вполовину зависит от вас, поэтому это всегда точка вашего возможного влияния на ситуацию. Над более детальным осознанием своих способов общения можно работать вам (не ребенку) с различными психологами (хорошо специализируются на этом гештальт-терапевты) или самостоятельно.

Если, кажется, что дочка не старается произвести какое-либо впечатление и отвечает «нет, не вижу существенной разницы», вы можете тезисно поделиться, какие наблюдения есть у вас по поводу неё. Поинтересуйтесь, изменилось ли после ваших слов её мнение насчет своего текущего состояния относительно прошлого.

Если она подтвердит (сразу или после вашего комментария), что что-то изменилось, следующий потенциальный шаг — заинтересовать ее обсуждением того, с чем это может быть связано. Какого рода интерес существовал раньше, но исчез, или уменьшился. Можете предложить ей порисовать: на листке А4 в центре пусть изобразит себя, а по сторонам кружочками то, что имеет для нее какое-то значение. Сделать это стоит дважды: первая зарисовка про какой-то ближайший период из прошлого, когда вы про нее еще не беспокоились (успеваемость не упала, болезней не было и т.д.), а второй листок — «сейчас». Кружочки с названиями пусть рисует от себя на такой удаленности, которая соответствует тому, насколько эта вещь занимает в данный отрезок времени её внимание. Проследите, чтобы среди кружочков были в том числе «учеба», «дружба со сверстниками» (в целом или с конкретными людьми), некоторые характерные для нее виды развлечений, о которых знаете (попросите добавить и проранжировать эти кружочки тоже, если она не добавит их сама). Расспросите, почему каждый кружочек занимает или занимал именно такое место. Отдельно обсудите кружочки, которые поменяли свою удаленность от центра. Если она разместит «учебу» на обоих листках одинаково, поинтересуйтесь как такое возможно с учетом падения успеваемости. Предложите ей переместить кружок учебы на рисунке настоящего дальше от центра, если это соответствует действительности (вдруг она нарисовала так только, чтобы вас не расстроить). Можно еще заполнить таким образом третий листочек А4 про будущее через пять лет — каким она его себе представляет, что какой приоритет, ей кажется, будет иметь.

Это упражнение получится, если она почувствует вашу безоценочность, способность интересоваться, не осуждая.

Цель этого действа — сбор информации про своего ребенка (чтобы понять нюансы его состояния, свершившихся перемен и задуматься о возможных дальнейших шагах). И только следующим этапом (не раньше, чем увидите картину целиком) можно думать, как можно ей помочь.

Если у Вас остались вопросы, готова обсудить их с Вами на консультации в Скайпе или очно.

Консультация психолога

Прием в Москве — метро Рижская

MariaNifontovna@gmail.com

+7 903 542-91-77

Записаться

Распространенные темы для работы

Задать вопрос психологу

Вы можете задать мне вопрос на интересующую вас тему через форму обратной связи. Примеры таких вопросов, можно увидеть в рубрике «Вопрос‑ответ». Там же в скором времени появится ответ на ваш вопрос, копия будет отправлена на указанную электронную почту. Я постараюсь ответить в самые ближайшие сроки.