Терапевтические группы в 2024 году: узнать больше.

Дочке 14 лет. Подруг лучших нет. Всё лето просидела дома. Очень переживает. Чем я могу помочь?

Добрый день. Подскажите пожалуйста, дочке 14 лет. Подруг лучших нет. Всё лето просидела дома, читая и рисуя, ходит гулять только если позовут. Но так как все разъехались на лето, то и сидит дома. Дружит она со школьными подружками в школьное время. Но их дружат трое, а понятно, что это сложно. Сейчас говорит, что не знает, о чём разговаривать с людьми и не может, когда на неё смотрят знакомые. С незнакомыми она хорошо себя чувствует, говорит, что они её не знают, и она может быть и молчаливой и тихой, и никто не обратит внимание. Очень переживает. Чем я могу помочь? Я думаю, что надо нарабатывать навык общения и просто чаще выбираться на улицу и в общество. Вчера гуляли с мальчиками, так она всю дорогу молчала.

31 Августа, 2018 года

Здравствуйте, Ксения.

Вы пишите, что она «очень переживает». О чем? Один ребенок в описанной вами ситуации будет переживать, что от него ожидается общительность, а ему не хочется (накопились те или иные разочарования, собственное состояние не располагает к встречам, разговорам и др.), второй ребенок будет переживать, что он не интересен другим и не может ничего им предложить, не верит, что с ним могут хотеть проводить время, слушать его истории, становится безинициативен, третий ребенок будет переживать, что другие люди более успешны в общении, а у него не получается то или иное понять, ловко среагировать на обычные для отношений сверстников ситуации. И рекомендации родителю и ребенку в этих трех случаях будут различающимися.

В первом варианте важно попытаться поинтересоваться, про возможные разочарования ребенка, связанные со сверстниками. Потому что мы не очень то стремимся к тому, в чем разочарованы. И пассивность будет в этом случае неизбежна. Бывает, что ребенок в принципе находится в депрессивном или субдепрессивном состоянии. То есть вообще-то он безинициативен не только в общении со сверстниками. Ничего специфического не хочет, не предлагает, ни к чему не стремится, редко проявляет любопытство, эмоциональный фон у него очень ровный, а если присмотреться повнимательней — сниженный. Хотя во время учебы он занят «адаптацией», и его состояние становится до некоторой степени незаметным, особенно с учетом поддержания им минимального общения. Без переосмысления разочарований или без преобразования собственного упаднического настроения подталкивание ребенка к общению само по себе не даст результата.

Во втором варианте стоит заняться теми вопросами, которые являются источником неуверенности ребенка — это может быть много что, начиная от внешности и заканчивая хронически получаемым травматическим опытом*.

*Например, ребенок не привык «выражать» себя, «проявляться» («давайте расскажу, что со мной было»), а его сверстники это делают и к ним из-за этого больше тянутся другие подростки, в итоге ребенок хронически чувствует себя в общении не предпочитаемым.

В третьем варианте желательно создавать условия, в которых ребенок стремился бы обсуждать ситуации, связанные с общением и содержанием его трудностей. Про активное слушание написана ставшая классической книга Ю.Б.Гиппенрейтор. Она о важности поддерживать исследовательское пространства, в котором задаются вопросы и обсуждаются возможные ответы, ни один из которых не рассматривается в качестве окончательной и категоричной истины. Понятно, что если этого не сложилось между ребенком и родителем раньше, то запустить такую коммуникацию является невероятно трудным делом. Поскольку у ребенка может быть устойчивая привычка не отвлекать людей своими переживаниями.

С уважением, Мария Долгополова

Консультация психолога

Прием в Москве — метро Семеновская

ptcouns@gmail.com

+7 901 187-70-06

Записаться

Распространенные темы для работы

Задать вопрос психологу

Вы можете задать вопрос на интересующую вас тему через форму обратной связи. Примеры таких вопросов, можно увидеть в рубрике «Вопрос‑ответ». Там же в скором времени появится ответ и на ваш вопрос, копия будет отправлена на указанную электронную почту. Ответит на ваш вопрос наш небольшой коллектив психологов. Выбрать, кто именно ответит на ваш вопрос, нельзя. На текущий момент участвуют в составлении ответов Оноприкова Ольга, Баскакова Наталья, Дмитрий Бакушин. Мы постараемся ответить в течение трех суток с момента получения вопроса. В месяц нам по силам ответить только на 12 вопросов, поэтому мы отвечаем на 12 первых присланных.