Меню

Как повлияет на психику ребенка (1 год и один месяц) расставание с мамой?

Добрый день! Меня очень волнует вопрос как повлияет на психику ребенка расставания с мамой.

Ситуация следующая. Сейчас мальчику 1 год и 1 месяц. Когда сыну было 10 месяцев мне пришлось выйти на работу, работаю 3 подряд дня в неделю. Утром, когда я ухожу на работу ребенок остается с няней, вечером папа приходит с работы раньше меня и отпускает няню (папа на 100% участвует в уходе и воспитании ребенка с рождения). В общем, ребенок не видит меня по 9—10 часов в мои рабочие дни. Вечером прихожу, играем вместе, купает папа, укладываю спать его я (укачиваю на руках, т.к. сама очень скучаю). Перед выходом на работу к няне привыкали постепенно в течении месяца она приходила, играли вместе, гуляли вместе, потом постепенно стала оставлять их одних. Няню ребенок принял очень хорошо, радуется ее приходу, вечером очень радушно провожает, няня у нас — бабушказаменитель)). Сейчас возникла необходимость работать уже 4 дня в неделю, но мучают мысли, что у сына не будет сформирована привязанность к маме, не будет привита ценность «Семья», боюсь, что наше расставание будет плохо влиять на его развитие и формирование личности в будущем.

Уже сейчас я вижу, что иногда когда вечером прихожу с работы сын меня не замечает, или вообще отказывается ко мне идти, сидит на руках у папы. Проконсультируйте пожалуйста, какие последствия могут быть? Помогите пожалуйста не совершить ошибок в этой ситуации, подскажите как лучше себя вести? У меня есть возможность не выходить пока на работу еще на один день, а? например, работать больше часов в те 3 дня, которые я уже работаю, но тогда сын меня вообще вечером не увидит. Как лучше, 3 дня практически не видится с ребенком, зато потом 4 дня проводить полностью вместе или наоборот, лучше хоть немного но общаться с ребенком ежедневно?

И еще вопрос относительно отношения ребенка к няне, он очень к ней уже привязан (а мы родители тихо ревнуем). Это нормально? Не нужно ли ему объяснять, что няня это по сути чужой человек? Или наоборот хорошо, что сын чувствует себя рядом с «родным» человеком спокойно? Заранее благодарна за помощь!

02 Марта, 2017 года

В связи с тем, что вопрос не соответствует моей специализации, ответ был составлен моей коллегой, Макаровой Ксенией.

Надя, здравствуйте!

С ситуацией, которую Вы описываете, сталкиваются многие мамы. Действительно, привязанность, формирующаяся между матерью и ребенком, очень важное явление. Однако качество привязанности во многом определяется качеством времени проведенным рядом с малышом, а не только его количеством. То есть, мама может быть все 7 дней рядом с ребенком, но не обращать на него внимания, и их связь едва ли можно будет назвать прочной. Теория привязанности говорит о том, что для ребенка важен взрослый, но в то же время нигде нет упоминания о том, что для взрослого должен быть важен только ребенок. То есть мать имеет право жить и своей жизнью, в т.ч. ходить на работу. У ребенка мощно биологически развито поведение следования за своим взрослым, который его действительно любит и заботится о нем. Уверенность ребенка в том, что вы его любите, важнее того количества «просто времени», которое Вы проводите с ним.

Встречаясь с малышом вечером, не обижайтесь, что он сразу не идет к Вам, аккуратно привлеките его внимание. Здорово, если второй взрослый активно Вам обрадуется и привлечет к этому внимание ребенка (Ура, наша мама наконец пришла! Как это здорово!). Обязательно скажите, как Вы рады, что вы снова встретились. Расскажите, как прошел Ваш день на работе (доступным языком) и как сильно Вы скучали. Заведите «ритуал» ухода на работу: например, расцеловывайте ребенка или особенно насыщенно пообщайтесь с ним. Проигрывайте эту ситуацию с игрушками малыша и подчеркивайте, что мама всегда возвращается обратно. Перед уходом на работу расскажите малышу, как весело пройдет его день, а потом вы обязательно встретитесь.

Относительно няни Ваши чувства понятны. Но понятно и поведение ребенка: ведь если няня понимающая и заботливая (а значит, Вам с ней повезло), то и ребенок как нормальное живое существо будет отвечать зеркально и радоваться проведенному вместе времени. При этом, согласно теории привязанности, ребенок понимает, что «его» взрослый — это не просто тот, с кем весело, но тот, кто поможет тебе в критичной ситуации, всегда придет на помощь, отложит свои дела, если у ребенка случилось что-то критичное, поможет пережить страх. В жизненно важных ситуациях ребенок должен понимать, что Вы всегда будете рядом, не бросите его. Именно благодаря этому формируется стойкая привязанность между родителем и ребенком. Если у Вас остались вопросы, готова обсудить их с Вами на консультации в Скайпе.

С уважением, Ксения Макарова.

Ксения Макарова — высококвалифицированный психолог, имеет два высших образования в области психологии и детского развития (МГУ имени М.В. Ломоносова, НИУ «Высшая школа экономики»). Ксения занимается научной деятельностью, консультативной практикой и непрерывным повышением квалификации (детское и семейное консультрирование).

Более 5 лет Ксения успешно работает с детьми, подростками, взрослыми и семьями, столкнувшимися с трудностями в воспитании, развитии и личной жизни. Область профессиональных интересов: эмоциональный интеллект, эмоционально-личностное развитие детей, вопросы «нормы и патологии», привязанность между родителями и детьми.

Связаться с Ксенией можно по адресу: reimi@list.ru

Консультация психолога

Прием в Москве — метро Рижская

MariaNifontovna@gmail.com

+7 903 542-91-77

Записаться

Распространенные темы для работы

Задать вопрос психологу

Вы можете задать мне вопрос на интересующую вас тему через форму обратной связи. Примеры таких вопросов, можно увидеть в рубрике «Вопрос‑ответ». Там же в скором времени появится ответ на ваш вопрос, копия будет отправлена на указанную электронную почту. Я постараюсь ответить в самые ближайшие сроки.