Терапевтические группы в 2024 году: узнать больше.

Любая плохая отметка, и начинаются крики...

Оценки. Самое ужасное на этом свете. Любая плохая отметка, и начинаются крики и оры. Четверть — это ужас, который ты слышишь каждый день. Вышло пару троек с учетом того, что я далеко не глупая девочка. Просто где-то не поняла и т.д. А кто-то может списать и получать отлично. Через пару месяцев экзамены, и это стресс для меня больше всего. Получила три тройки, и мне мама сказала, что я стыдоба и т.д. Я — очень эмоциональный человек, поэтому веду дневник, где рассуждаю на тему суицида, о котором думаю каждый раз, когда что-то не выходит, и боюсь сказать об этом маме. Родной папа умер пять лет назад, и мне кажется, что это единственный человек, который меня понимал. Я учусь не для себя, а для мамы, ибо ор неизбежен. Зачем выставлять какие-то баллы, за которые всем нам приходится рвать все на себе? А если я не сдам или год неидеально закончу, что я буквально никто? Идти в 10 класс я не хочу, т.к. там ЕГЭ, и я уже реально тогда с собой что-нибудь сделаю, потому что так невозможно.

29 Марта, 2020 года

Спасибо за Ваш вопрос, Наталья. Ответ на него составила психолог Татьяна Бобченко.

Добрый день, Наталья! Из вашего письма я поняла, что Вы учитесь в 9 классе, и школьные оценки вызывают много переживаний. Ими Вы ни с кем не делитесь и переживаете одна, потому что думаете, что сейчас рядом с Вами нет человека, который Вас понимал бы так, как папа. Возможно, что незадолго перед этим письмом опять был конфликт с мамой из-за оценки, и Вы отчаялись. Важно, что Вы решились написать письмо и поделиться своими мыслями и переживаниями, а не остались с ними одна.

1. Я обратила внимание, что Вы о себе пишете: «Я далеко не глупая девочка. Просто где-то не поняла». Важно, что Вы признаете наличие у себя способностей к учебе. Ввиду того, что материала на уроке много, и он сложный, а у Вас есть свой темп его понимания, усвоения, свои особенности мышления, Вы, действительно могли что-то не понять. Только теперь необходимо запомнить, что именно Вы не поняли. Если Вы знаете, что именно не поняли, то сможете разобраться в этой теме, вопросе сами или с помощью другого человека, который разбирается в этом материале: можно попросить одноклассника, учительницу, маму помочь понять трудную тему, вопрос.

2. Также я обратила внимание на то, что кто-то в классе списывает и получает отлично, но о себе такого не пишете. Предполагаю, что вы не списываете, даже если не получается, и это у меня вызывает уважение к Вам. Интересно, а почему Вы не используете такой способ, как списать? Наверное, Вы злитесь на таких одноклассников. Они не сделали, списали и получили «5» — нечестно! А Вы делали задание, не поняли или не получилось, но не списали, и получили тройку — обидно!

3. Вы пишете, что об оценках мама знает, а вот о том, что у Вас что-то не получается Вы сказать боитесь. Когда Вы получаете тройки, мама кричит. Становится, наверное, обидно, еще, возможно, злитесь, отчаиваетесь. И думаете, что, если скажете маме, что что-то не выходит, она будет тоже кричать. Но если вы ей об этом не расскажете, то откуда мама узнает, что у Вас что-то не выходит, и Вам нужна помощь? Она может это узнать только, если Вы ей расскажете.

4. Когда Вы получаете тройки, мама не просто кричит, а орет, называет «стыдобой». И так повторяется каждый раз, когда Вы получаете «три». А другие оценки Вы получаете? И как мама на них реагирует?

Мама может кричать по разным причинам. Вот мои предположения:

— Мама признает, что у Вас есть способности, и Вы можете хорошо учиться, а «тройки» — ниже того, что Вы можете. Поэтому она расстраивается, говорит слово «стыдоба».

— Мама признает, что Вы взрослая и учиться можете самостоятельно. Ответственность за учебу она отдает Вам. Поэтому, когда узнает о тройках, для нее это может означать, что Вы не проявили взрослость, ответственность. Она может раздражаться, злиться.

— Для мамы важно, чтобы Вы учились хорошо. Тройки для нее — это признак, что Вы в учебе с чем-то не справляетесь. А чем Вам помочь, и как это сделать, она не знает.

— Она беспокоится, тревожится о том, как Вы сдадите экзамены, получится ли их сдать. Переживает так же, как и Вы. Поэтому тройки могут быть для нее признаком того, что, что-то не усвоено, не получается. Во всех этих случаях мама может кричать.

5. Предстоящие экзамены и подготовка к ним — это действительно стресс, напряженная ситуация, с которой справиться трудно. Напряжение возникает от того, что нужно сдать экзамены и получить необходимое количество баллов, нужно соответствовать этим баллам, какие задания будут неизвестно, часто есть страх «А вдруг не сдам! И что тогда!», много сил и времени уходит на подготовку к ним. Сам процесс экзамена очень напряженный. Но Вы признаете, что Вы «не глупая девочка» и не знаете не все, а только что-то не понимаете. Поэтому сейчас необходимо для себя понять, что вы знаете хорошо, и что не знаете, рассказать маме, что Вам нужна помощь в получении нужных знаний для подготовки к экзаменам, и разобраться в том материале, который знаете не очень хорошо.

6. После 9 класса есть возможность выбора: идти в 10-й класс или в колледж. Этот вопрос тоже важно обсудить с мамой. Если идти в 10-й класс, то, что в этом хорошо для Вас, и какие есть недостатки. Если идти в колледж, то в чем это лучше для Вас, и какие есть недостатки. Тогда Вы сможете сделать обдуманный выбор.

7. По поводу «Зачем выставлять какие-то баллы…». В школе, колледже, вузе система образования такая, что усвоение знаний и умений оценивают в баллах. Так в нашем обществе принято. Кто-то действительно стремится иметь высшие баллы. А какие баллы устраивают Вас? Вы хотите, чтобы у Вас какие были баллы? Учитывая то, что дальше Вы будете выбирать пойти в 10-й класс или колледж, важно получить такие баллы, при которых Вы сможете это сделать.

Татьяна Григорьевна Бобченко — психолог, гештальт-терапевт, кандидат психологических наук, доцент.

Место работы: Владимирский государственный университет им А.Г. и Н.Г. Столетовых, кафедра социальной педагогики и психологии

Образование: высшее. Окончила:

— Владимирский государственный педагогический институт по специальности педагогика и методика начального обучения (1992)

— Владимирский педагогический университет по специальности психология (1997 г.)

— Московский Гештальт Институт (2014), специализации «Ресурсы и техники в телесно-фокусированной гештальт-терапии» и «Гендерные и семейные отношения в свете динамической концепции личности».

Связаться с Татьяной можно по адресу: ta-bobchenko@mail.ru

Тел. +7 (920) 920-25-77

Консультация психолога

Прием в Москве — метро Семеновская

ptcouns@gmail.com

+7 901 187-70-06

Записаться

Распространенные темы для работы

Задать вопрос психологу

Вы можете задать вопрос на интересующую вас тему через форму обратной связи. Примеры таких вопросов, можно увидеть в рубрике «Вопрос‑ответ». Там же в скором времени появится ответ и на ваш вопрос, копия будет отправлена на указанную электронную почту. Ответит на ваш вопрос наш небольшой коллектив психологов. Выбрать, кто именно ответит на ваш вопрос, нельзя. На текущий момент участвуют в составлении ответов Оноприкова Ольга, Баскакова Наталья, Дмитрий Бакушин. Мы постараемся ответить в течение трех суток с момента получения вопроса. В месяц нам по силам ответить только на 12 вопросов, поэтому мы отвечаем на 12 первых присланных.