Терапевтические группы в 2024 году: узнать больше.

Не знаю, как замотивировать сына. Что мне делать?

Здравствуйте, не знаю, как замотивировать сына (11 лет). Ленивый, делает все (уроки, по дому) только после скандала. Получит 2-ку, исправлять не стремится, хотя преподаватели всегда дают такую возможность после уроков. Заставлю, пойдет и исправит. Занятия даются ему несложно, но желания нет (хотя 5-ам радуется, звонит мне сразу). Помощь ему я всегда предлагаю. Если, что-то хочет, есть возможность купить, но говорю: «Ты учишься хорошо или хотя бы стараешься, и покупаем». Но нет! Его хватает на 2 дня максимум! Я, конечно, не выдерживаю! Такие скандалы у нас! Сама потом переживаю, а он на следующий день как ни в чем не бывало ходит. В общем, я пробую найти разный подход и по-хорошему и по-плохому, пока не вижу разницы. Разговариваю с ним постоянно, говорит, что хочет жить мирно, знает, что нужно делать для этого. И на этом все. Что же делать?

03 Февраля, 2020 года

Спасибо за ваш вопрос, Екатерина. Ответ на него составила психолог Ксения Макарова.

Екатерина, добрый день!

Ваша тревога относительно уроков ребенка знакома многим родителям. Как «заставить» ребенка учиться, делать домашние задания и выполнять работу по дому самостоятельно и без напоминания — задача не из легких. Безусловно, родителем чаще всего движет благая цель: помочь ребенку обрести самостоятельность, сделать так, чтобы он умел себя организовать и получал удовольствие от процесса обучения. Здесь мы сталкиваемся с конструктом внутренней мотивации ребенка к обучению.

Внутренняя мотивация так и названа потому, что зарождается и действует изнутри ребенка. То есть невозможно создать внутреннюю мотивацию ребенка одним только внешним желанием родителя. Однако в возрасте до 12-13 лет дети очень зависимы от родителя и не хотят расстраивать его. На данном возрастном этапе ведущая роль принадлежит привязанности: ребенку хочется быть хорошим и получать одобрение значимого взрослого. Поэтому в описанной ситуации я бы обратила внимание на стремление сына порадовать Вас при получении положительной оценки, на его согласие исправлять оценки, желание жить мирно. И пока эта потребность «работает» на Вас (в пубертате ситуация обычно выражено изменяется), важно всячески поддерживать ее и начать поиск решения из этой точки. Наш мозг устроен так, что в стрессе любая исследовательская и познавательная деятельность невозможна, поскольку небезопасна. Именно поэтому в ситуации, когда родитель кричит на ребенка, пытаясь заставить его учиться лучше, это никогда не случается. Поскольку в мозгу ребенка в этот момент фактически мигает красная лампочка с надписью: «Осторожно! Угроза привязанности, самое важное — это восстановить эту привязанность». Поэтому в такой ситуации ребенок готов идти на некоторое сотрудничество с родителем, чтобы стабилизировать эмоциональную ситуацию. Но обычно оно недлительно и длится всего несколько дней. Направленное обучение или системное улучшение результатов в такой ситуации невозможно. Поэтому разговоры о важности учебы, поддержании чистоты дома и других ценностно важных для родителя моментах очень важно начинать из точки эмоционального спокойствия самого родителя.

Иногда в погоне за результатом (хорошие оценки, чистота дома), мы упускаем характеристики процесса. А именно они часто играют решающую роль. В спокойной обстановке может быть очень полезным прояснить у ребенка, что значит для него учеба, с какими трудностями он сталкивается, зачем он вообще учится, чего бы он хотел. Спокойный проясняющий разговор — это первый шаг на пути разрешения конфликта. Более детально разобраться в этой ситуации и составить четкий план действий возможно на родительских терапевтических встречах.

Консультация психолога

Прием в Москве — метро Семеновская

ptcouns@gmail.com

+7 901 187-70-06

Записаться

Распространенные темы для работы

Задать вопрос психологу

Вы можете задать вопрос на интересующую вас тему через форму обратной связи. Примеры таких вопросов, можно увидеть в рубрике «Вопрос‑ответ». Там же в скором времени появится ответ и на ваш вопрос, копия будет отправлена на указанную электронную почту. Ответит на ваш вопрос наш небольшой коллектив психологов. Выбрать, кто именно ответит на ваш вопрос, нельзя. На текущий момент участвуют в составлении ответов Оноприкова Ольга, Баскакова Наталья, Дмитрий Бакушин. Мы постараемся ответить в течение трех суток с момента получения вопроса. В месяц нам по силам ответить только на 12 вопросов, поэтому мы отвечаем на 12 первых присланных.