Терапевтические группы в 2024 году: узнать больше.

Обещания нужно выполнять

Девочка, 12 лет, получила плохие оценки в школе, под ними родители должны расписаться. Я расписалась, взяв с нее обещание, что она сама расскажет о школьных неудачах отцу, который будет ее ругать. Получив желаемое, она передумала признаваться во всем папе и сдерживать свое обещание. Как мне реагировать? Ведь обещания нужно выполнять.

17 Марта, 2019 года

Спасибо за Ваш вопрос, Евгения. Ответ на него составила психолог Ольга Зайцева.

Здравствуйте, Евгения.

Из вашего письма непонятно, кем вы приходитесь девочке. Вы расписались за ее плохие оценки в дневнике, и вы не указали, кто вам эта девочка.

Если вы мама — это одно. Тогда вы можете вместе сообщить папе о том, что оценки девочки — плохие. Встретиться с гневом отца ей страшно. Похоже, и вам тоже, раз вы сами не можете это сказать ее отцу. Такая реакция — естественна. Дети могут признаваться в своих оплошностях только тогда, когда уверены, что их «примут, несмотря на...», что любят и не накажут сильно. Дети могут признаться, если чувствуют поддержку от близкого взрослого. Т.е. то, что они не одни преодолевают трудности. Вместе не страшно выполнять такие пугающие обещания.

С точки зрения психологии, естественным поведением для всех живых существ является выживание. Т.е. создание для себя условий спокойствия и безопасности. Психологически здоровый человек не склонен к самопожертвованию и самоповреждению. Признаться и получить наказание — не естественно с точки зрения биологического механизма выживания.

Дальше включаются воля и человеческие ценности. Если для человека отношения являются важнее, чем собственное здоровье, он принимает решение быть честным, и может встретиться со стыдом и виной (наказанием), которые сопровождают признание в чем-то общественно не одобряемом, как например, плохие поступки, ложь.

Ребенку 12 лет, подростку, самостоятельно признаться в чем-то пугающем очень трудно. Для этого нужен многократный опыт проживания принятия, любви и конструктивного решения проблемы. Ведь, если девочка учится плохо, скорее всего, она это делает не специально, скорее всего, обучение ей дается с трудом, она не понимает или не запоминает учебный материал. В этой ситуации взрослым важно оказать ребенку поддержку (понять, в чем ее трудности, помочь устранить пробелы в знаниях, провести коррекцию психических процессов — т.е. обратиться к репетиторам, психологу, нейропсихологу).

Родители несут ответственность за то, чтобы интересоваться ребенком, узнавать, какие успехи у него в школе и дома. Для того, чтобы узнать оценки дочери, отцу нужно войти в электронный дневник, где он все увидит сам. Во всех школах действует эта система. Если папа не знает, как учится ребенок — это ответственность папы. И вопрос в том, почему отец не знает, что дочь получает плохие оценки.

Когда дети выбирают «соврать», не сдержать обещания, «сбежать» — это признак того, что им страшно встретиться с какой-то реакцией взрослых. Это может быть гнев, отвержение, игнорирование, стыжение. Даже взрослым трудно проживать подобные чувства, даже невозможно, без чьей-то поддержки или внутренней устойчивой самооценки. Психика ребенка еще не развита настолько, чтобы он был способным отследить собственную ответственность за «проступки» и спланировать адекватные способы выхода из трудных ситуаций.

В таких ситуациях важно:

— Показать ребенку, что вы вместе. Что вы можете его защитить, что ему ничего не угрожает.

— Объяснить о последствиях поступков, например, что если он врет, доверие к нему теряется.

— Если ребенок преодолел страх и признался — ни в коем случае не стыдить его. Иначе, больше не будет доверять вам.

— Понять, почему вам важны его хорошие отметки. Что вас тревожит? Как помочь ребенку справляться со школьной программой?

— Обратиться за помощью к специалистам (не надо делать уроки с ребенком, пусть этим занимается учитель. Родители должны просто любить и принимать таким, какой он есть!).

Ольга Зайцева — высококвалифицированный психолог, имеет два образования в области психологии, специалист по возрастной психологии и немедицинской психотерапии (ЧГПУ 2003 г, специальность педагог-психолог; МИГИП 2018 г, гештальт-терапевт). Ольга имеет большой опыт работы в образовательных учреждениях, занимается консультативной практикой и непрерывным повышением квалификации (психотерапия личностных расстройств, детская психотерапия, работа с сексуальной тематикой, работа с травмой).

Более 13 лет Ольга успешно работает детьми, подростками, взрослыми и семьями, столкнувшимися с трудностями в отношениях, развитии и личной жизни. Область профессиональных интересов: психология подростков, кризисы и психотравмирующий опыт, развитие личности, психология отношений.

Связаться с Ольгой можно по адресу: zaytseva22ok@gmail.com

Консультация психолога

Прием в Москве — метро Семеновская

ptcouns@gmail.com

+7 901 187-70-06

Записаться

Распространенные темы для работы

Задать вопрос психологу

Вы можете задать вопрос на интересующую вас тему через форму обратной связи. Примеры таких вопросов, можно увидеть в рубрике «Вопрос‑ответ». Там же в скором времени появится ответ и на ваш вопрос, копия будет отправлена на указанную электронную почту. Ответит на ваш вопрос наш небольшой коллектив психологов. Выбрать, кто именно ответит на ваш вопрос, нельзя. На текущий момент участвуют в составлении ответов Оноприкова Ольга, Баскакова Наталья, Дмитрий Бакушин. Мы постараемся ответить в течение трех суток с момента получения вопроса. В месяц нам по силам ответить только на 12 вопросов, поэтому мы отвечаем на 12 первых присланных.