Выбор, это главный инструмент личности для проявления себя и реализации своей свободы и потенциала. Там где нет выбора, есть предопределенность и фатализм.
О выборах
В сложных непонятных ситуациях обычно хочется сделать «правильный выбор», тот о котором не пожалеешь. Но существует ли этот самый «правильный» выбор? Все зависит от того, чем мерить степень правильности. Можно ориентироваться на нормы и стандарты «принятого», можно — на моральные устои, а можно измерять адекватность выбора тем, насколько он делает вас счастливыми.
К психологам приходят или интересуются психологией обычно те люди, для которых выбор — это, в первую очередь, путь к возможному счастью.
Так можно ли сделать выбор так, чтобы потом об этом не пожалеть?
Выбирать, доверяя себе
Одну потрясающую мысль для себя выделила из книги К.Пинколы Эстес — «Бегущая с волками». По мнению автора, большая часть людей, которые находятся в поверхностном контакте со своим естеством, то есть не в гармонии с собой, обычно совершают выборы следующим образом. Они видят то, что лежит перед ними, выбирают то, что сильнее блестит, пока не удовлетворят свой «первичный голод».
Но такой способ выбора обычно не позволяет «насытиться», удовлетвориться. Поскольку:
1. Если брать, «что дают», а не то, чего хотелось, чего не хватало, через очень небольшое время смутное ощущение нужды вернется.
Есть два различных способа кормить детей. Можно давать им то, что считаешь нужным и настаивать, даже если они этого не хотят. То есть не доверять природным желаниям-нежеланиям ребенка. А можно, наоборот, спрашивать — «что ты хочешь на ужин»? Я знаю мам, у которых несколько детей и они вполне готовы давать разную еду каждому ребенку, если в этом есть необходимость (один из детей не хочет рыбу).
Если ребенка кормить (и не только) не зависимо от его предпочтений, то в его опыте откладывается, что не нужно прислушиваться к своим желаниям. Все равно все будет так, как будет. Такой фатализм судьбы. Русская классика, кстати, тоже почти вся про необратимость судьбы (Евгений Онегин, Ответ Маши Дубровскому и т.д.)
Можно провести достаточно простой эксперимент над собой. Посмотрите, в каком случае вы быстрее проголодаетесь — если вас сытно накормят в столовой тем, что вы не выбрали. Или если вы придете туда, где сможете заказать себе именно то, чего вам больше всего на данный момент хотелось. Обычно в первом случае, голод возвращается быстрее, удовольствия от процесса еды меньше, а тяжесть в животе ощущается сильнее.
2. Представьте, что вам нужен новый более удобный компьютер для работы. Но вместо этого, вы не едете в магазин за новым компьютером, а ставите на свой стол ближайшие, попавшиеся под руку предметы — микроволновку, утюг, чайник, книги… А ведь многие так обращаются со своей жизнью. Кто хочет завести ребенка, пытается заводить животных. Кто хочет завести семью, строит карьеру и т.д.
До тех пор, пока человек реализует замещающую активность, вместо удовлетворения своей реальной нужды, он будет чувствовать нехватку и неудовлетворенность.Самый лучший способ принимать «правильные решения» — знать свои нужды и личностные потребности. Альтернативный способ выбора — с опорой на себя, на свои ощущения.
Не хватая то, что просто попалось под руку, обратиться внутрь себя и посмотреть, в чем действительно нуждаешься и, если понадобится, отправиться на поиски этого самого нужного.
Возможность выбора, существующая в современном мире, может доставлять значительный дискомфорт.
Тот, кто не умеет чувствовать в чем нуждается, и делать соответствующие выборы, будет обречен на бесконечные метания и ощущение, что только в том, что еще недоступно/не достигнуто можно обрести все необходимое для счастливой и полноценной жизни…
Кто-то сознательно или неосознанно закрывается от необходимости выбора и просто берет то, что будет лежать рядом. Я часто сталкиваюсь с тем, что люди, например, выбирают образование или работу из «территориальных соображений».
Обилие выбора
Маркетологи исследовали, что люди могут выбирать логически адекватно только в том случае, если представлено не более четырех вариантов. И что мы видим в любом супермаркете в отношении любого товара?! Поэтому реклама имеет большое значение. При переизбытке информации человек начинает выбирать по ассоциативному принципу (когда-то смутно что-то слышал… почему бы и нет).
В отношении жизни никак не проще. Теперь никто никого насильно не женит, не распределяет после окончания ВУЗа, как в СССРовское время. Нормы за пределами образовательной системы тоже нигде не прописаны. Какая зарплата нормальная, как организовывать свою жизнь, какие чувства — любовь, какие отношения семья, а какие формальность?
Две девушки обсуждали работу. Обе сошлись на том, что платят мало, а условия труда ужасные. Вдруг первая перешла на конкретику и сказала что-то вроде: «30 тысяч, да за такой квалифицированный труд». Вторая быстро «отсоединилась»: «Нет, ну я-то меньше чем за 100 тысяч вообще не планирую из дома выходить».
Господство неопределенности
Мне понравилось описание К. Маркса. Оно здесь приведено не дословно, но содержательно точно, на мой взгляд.
Законы экономики-рынка объективны в том смысле, что они не подчиняются человеческой воле. Люди стремятся познать их из личных интересов и теоретических соображений. Но каждый видит свою ограниченную картинку функционирования рынка.
Финансово проявляясь, каждый человек сталкивается с одним из аспектов рынка. Мы можем пытаться изучать законы экономики, но никогда не будет существовать человек, который сможет увидеть всю картинку целиком.
Финансисты говорят, что наиболее удачливым станет именно тот, кто по каким-то причинам на мгновение раньше остальных увидит больше — до того, как определенность не наступит для всех — и предпримет соответствующие действия.
Мне кажется, это отличная метафора жизни. Каждый видит свой маленький кусок от огромного необъятного мира. И, совершая выборы, может опираться лишь на то, что уже познал, и что уже доступно его сознанию.
Если так мыслить, то выбор — это что-то такое, о чем нет смысла сожалеть. Потому что, выбирая, мы стараемся сделать как лучше на основе того, что нам уже известно. Неудивительно, что оглядываясь назад, мы понимаем гораздо больше и наши прежние поступки могут казаться наивными. Но тогда все было «серьезно», вряд ли кто-то принимает жизненно важные решения, не стараясь поступить наилучшим образом.
И тогда лучшее, что мы можем сделать перед значимым выбором — расширить наше представление о ситуации и дать время важному решению «созреть». Последнее важно именно для того, чтобы принять свой выбор и не винить себя в будущем за то, что он был поспешен или неудачен.
Господство случайности
Степень случайности судьбы человека сложно недооценить. Самые первые важные выборы за нас совершают родители — дают воспитание, в соответствии со своими взглядами и представлениями, определяют нашу школу (кому то ближе к дому, кому-то для образования «на будущее», кому бесплатную, кому-то частную, кому-то с творческим подходом к детям, кому-то со строгой дисциплиной). Отношения мы строим с совершенно случайными людьми — а именно теми, которые, опять же, по случайному стечению обстоятельств, оказались с нами в одно время и в одном месте.
Личностный выбор — главная сила человека по управлению случайностью, позволяющая ему определять и направлять свою жизнь, организовывать порядок и структуру там, где был бы хаос. И для того, чтобы в полной мере пользоваться этой силой необходимо с одной стороны знание и интерес к себе, а с другой смелость довериться своим ощущениям, взглядам и интуиции.
Читать также: Самоподдержка