Влияние психоанализа на мой профессиональный стиль
Читать первую часть статьи: Влияние гештальт-терапии на мой профессиональный стиль.
Психоаналитический подход научил меня, что человек склонен представлять себя существом рациональным — его эмоции должны быть логичными, реакции — разумными, а поведение соответствовать намерениям.
Некоторым удается прожить жизнь, так и не усомнившись в представлении о своей разумности. Но часто «что-то идет неправильно», и человек обнаруживает, что делает не то, что намеревался, или своими стараниями обычно добивается результата, противоположного желаемому; его эмоции неадекватны ситуации (он злится на тех, на кого незачем злиться, расстраивается в те моменты, когда ситуация кажется пустяковой или остается холоднокровным, когда стоило бы грустить).
Психоанализ занимается иррациональными устремлениями человека и располагает арсеналом техник, которые позволяют обнаружить мощные внутренние силы, никак не связанные с «аристотелевской» логикой и здравым смыслом.
С этой точки зрения в каждый момент времени психика человека сосуществует в двух измерениях — измерении сознательных установок, смыслов и ценностей и измерении, в котором действует логика бессознательного, альтернативная логика. Не только сознание человека — его Эго — реагирует на все внешние события, но и бессознательное «активно» в бодрствующем состоянии. И, наравне с эго, эта инстанция детерминирует, определяет поведение человека. В некоторых вопросах ее влияние может даже существенно преобладать (например, не силой воли мы определяем, какой мужчина или какая женщина вызовет у нас внутренний трепет; многие на своем опыте пережили, насколько это невозможно заставить себя влюбиться в «нужного» партнера).
С бессознательными инстинктивными силами полезно знакомиться.
Это знакомство способствует уменьшению внутреннего напряжения, приходит большее понимание, принятие себя и своих реакций. Крайняя точка зрения: как у человека могут быть проблемы «со средой» (которыми занимается, в том числе уже упомянутая гештальт-терапия), если у него нет проблем с собственным бессознательным? Если человек гармоничен внутри себя, а его активность и устремления непротиворечивы, внешние проблемы шаг за шагом неизбежно решаются. А пока они не решены, это не переживается внутренне, как катастрофа, крах всех жизненных смыслов и потеря источников уважения к себе.
Напряжение, связанное с внутренними конфликтами, отнимает очень много ресурсов и сил, если пытаться его игнорировать. Часто оно может проявляться, в том числе, в телесных «зажимах» или даже тянуть за собой хронические проблемы со здоровьем.
Обнаружив в себе что-то, человек стремиться это контролировать, но это не всегда возможно, а главное не всегда нужно. Наоборот, умение отпустить контроль часто оказывается гораздо более продуктивной стратегией. Поэтому я использовала слово «знакомство» в отношении внутренних сил, и именно это знакомство считаю полезным, а не выработку новых форм контроля.
Ортодоксальные фрейдистские техники направлены во многом на то, чтобы ответить на вопрос «почему?». Почему сейчас так, а не по-другому. Это вопрос, который волнует почти любого, кто склонен задавать себе вопросы о жизни и людях. Нахождение ответов, при помощи психоанализа или без, позволяет удовлетворить этот познавательный интерес. Почему я испытываю злость, когда это неуместно? Почему все мои отношения складываются похожим образом? Почему кто-то из людей может это, а я нет? Почему мои дети выросли такими, при том, что я…?
Но есть еще один важный вопрос — «Зачем?». Обретение «почему»-знания не изменяет настоящего или будущего. Я такой, какой я есть, все, что можно обнаружить внутри меня — это мои ресурсы, других у меня просто нет. Как их можно использовать? Куда я могу отправиться из этой точки, в которой сейчас нахожусь? В какое будущее?
Классическая инструкция для аналитической сессии: «Говорите обо всем, что приходит к вам в голову, как если бы мы беседовали бесцельно, бессвязно и наугад. Если что-то из того, что вы захотите сказать, покажется вам неуместным, стыдным или неправильным, все равно обязательно выскажите это». Свободное ассоциирование — то, что делает клиент, роль аналитика — свободно распределенное внимание. Он должен в равной степени отзываться на темы, которые поднимает клиент, не отдавая какой-либо из них особое предпочтение, если этого не делает клиент. Основная форма коммуникация аналитика с клиентом — интерпретация. Интерпретация — это не «знание сверху», не кристаллизованная истина, которую порождает терапевт на основе своих профессиональных знаний, это то, что может способствовать углублению процесса знакомства человека со своими внутренними процессами. Поэтому в отношении интерпретации нельзя сказать, что она истинная или ложная. Ее имеет смысл оценивать только с точки зрения ее вклада в ту работу, которую проделывает клиент при помощи аналитика.
Говорить о наиболее эмоционально значимом — это то, что интуитивно делают люди, которые приходят на прием. Также обогатить аналитическую работу способны сновидения, так как они являются языком образов, который использует бессознательное для самовыражения. И «слушая» через сны свое бессознательное, можно найти недостающие ключи для решения важных вопросов бодрствующей жизни.
Читать также: