Как я уже писала, в своей работе, я опираюсь на два подхода, которые считаю взаимодополняющими. С одной стороны, это базовые принципы и техники гештальт-терапии, а с другой — психоанализ. Мой научный руководитель, он же первый учитель, был аналитиком в рамках теории объектных отношений. Я посещала его супервизорскую группу три с половиной года, она представляла собой проведение аналитических сессий с пациентами НЦПЗ РАМН для дальнейшего обсуждения и разбора случая. На данный момент я участвую в долгосрочной образовательной программе по юнгианскому анализу, обучалась гештальт-терапии в Московском Институте Гештальта и Психодрамы.
Влияние гештальт-терапии на мой профессиональный стиль
Гештальт-подход научил меня, что у человека существуют явные и скрытые потребности, то есть доступные и недоступные осознаванию. Некоторые из этих потребностей более или менее универсальны, например, потребность в любви и принятии («Я тебя замечаю», «Мне нравишься ты, и то, что ты делаешь»).
Потребности могут не признаваться самим человеком («Любовь нужна кому угодно, только не мне!»), если они им принимаются и одобряются, тогда он ищет способы их удовлетворения («Как и от кого я смогу получить любовь?). Большое количество неосознаваемых потребностей, которые имеют большое значение для «психологического гомеостаза» организма, заставляют человека чувствовать себя плохо — он может стать раздражительным, агрессивным по отношению к окружающим или, наоборот, самодеструктивным, апатичным. Каждая потребность в реальной жизни может быть удовлетворена разными способами, даже если человеку кажется, что он хочет что-то очень конкретное. То есть объекты и условия, пригодные для удовлетворения потребностей, взаимозаменяемы.
Потребности психологические и физиологические доставляют человеку большое количество хлопот. Потому что их можно удовлетворить только за счет ресурсов среды. Отсюда второе ключевое понятие гештальт-терапии — контакт. Из-за существования потребностей, человек вынужден постоянно поддерживать активный контакт с внешней средой. Среда воспринимается при этом либо как «питающая», либо как фрустрирующая. Кроме того, человек непрерывно контактирует не только со средой, но и самим собой. Например, у него есть «внутренние голоса», «субличности», которые могут вступать в споры друг с другом, по-разному реагировать на происходящие события («Как я хочу это попробовать!», «Мир опасен, неужели ты не понимаешь, что ничего у тебя не выйдет!»)
Практические следствия, приемы работы психолога
Роль психолога — помочь человеку выстраивать более продуктивный контакт с внешней средой, другими людьми и самим собой, через осознавание существующих прерываний контакта. Осознавая свои прерывания, человек в будущем сможет намеренно корректировать свое поведение или попробовать другие формы поведения, которые могут оказаться более эффективными.
Механизмов прерывания контакта описано несколько — конфлюенция, проекция, интроекция, ретрофлексия и дефлексия. Я уже о них писала на сайте в статье о работе с эмоциями в гештальт-терапии.
Также психолог помогает исследовать внутренние психические содержания через экстериоризацию внутреннего диалога — техника пустого стула и приемы монодраммы. Одного из распространенных и злободневных персонажей внутреннего мира можно назвать внутренний критик. История его формирования — усвоенные дестабилизирующие послания родителей и других людей, в первую очередь, выше стоящих. Эти послания сообщают, что человек недостаточно хорош (умен, красив, талантлив…), усилия, им прикладываемые, по каким-либо причинам бессмысленны, а то, что уже получилось недостаточно существенно для того, чтобы на это вообще обращать внимание. Жесткий внутренний критик способствует тому, что человек становится менее инициативным и не делает то, что в будущем, после совершения множества маленьких по отдельности бессмысленных шагов, могло бы привести к желаемому результату, воплощению сокровенных мечт.
Психолог старается придумать эксперименты, которые бы заставили человека прямо в кабинете во время консультации столкнуться с условиями, похожими на те, в которых он испытывает затруднения. С этой перспективы, чем меньше человек говорит о своих проблемах, и чем больше переживает в реальном опыте, тем лучше.
Читать продолжение статьи: Влияние психоанализа на мой профессиональный стиль