О конструктивных смыслах зависти.
Зависть — это чувство, которое часто оказывается социально неодобряемым или даже осуждаемым. Она также относится к семи смертными грехам и является «прямым нарушением десятой христианской заповеди».
Но во многих современных психотерапевтических практиках отношение к зависти более лояльное — в некоторых своих проявлениях зависть даже может использоваться как очень ценный ресурс. Зависть — вершина айсберга, в основании находятся потребности личности, которые обычно не осознаются или осознаются недостаточно. В гештальт подходе есть такая практика — «распаковывать» чувства. И зависть не исключение. «Распаковать» значит назвать и осознать лежащую за чувством потребность. Например, за завистью к деньгам и статусу может быть все, что угодно. Сколько людей, столько и вариантов. Для одного это потребность в принятии, уважении людей; для другого — эта надежда на то, чтобы начать хорошо к себе относиться, обрести уверенность в своих силах (потребность в самопринятии); кто-то был так сильно ранен высокомерием вышестоящих, что хочет сам оказаться на вершине, чтобы чувствовать свое превосходство и иметь власть над окружающими (потребность в безопасности или потребности связанные с удовлетворением садистических наклонностей). Сколько людей столько и уникальных содержаний, прикрытых чувством зависти.
Толковать свои чувства не следует буквально, зависть к матерям не обязательно означает желание иметь своих детей. Возможно, «мать» воспринимается обладателем чувства как женщина, которую оберегает ее мужчина от угроз и опасностей внешнего мира. И желание связано не с ребенком, а с тем, чтобы обрести надежного защитника.
Поскольку за «плохими» неприятными чувствами лежат потребности, то можно предположить, что удовлетворение этих потребностей приведет к угасанию соответствующих чувств. Вернемся к примеру с деньгами и статусом. Если представить, что существует гипотетический человек, для которого деньги — это только потребность в безопасности (в реальной жизни, конечно, редко за объектом желания лежит лишь одна потребность), то если предоставить ему безопасность (возможность возделывать свою землю) и не дать денег, то он будет, во-первых удовлетворен, во-вторых не будет завидовать тем, у кого деньги есть, по крайней мере, до тех пор, пока не созреют новые потребности.
Исследуя внутреннее содержание чувства и свои потребности, можно рано или поздно прийти к пониманию того, что можно делать из реально осуществимого на данный момент. Тем самым повышая свою удовлетворенность различными аспектами жизни.
Одна из самых больших сложностей с использованием положительных аспектов зависти, возможно, состоит в том, что потребностей может порождаться много, а ресурсов (время, физические силы) ограниченное количество. И удовлетворяя одни потребности, все равно придется «оплакивать» не воплощённость других. Поэтому, как бы человек ни старался, он не способен стать неуязвимым перед чувствами, связанными с потерей и невозможностью добраться до чего-то ценного и очень желанного.
Деструктивные аспекты зависти.
Зависть может включаться в различные зацикленные жизненные сценарии — стать спутником по жизни, подогревая ощущение неудовлетворенности от нее.
Например, когда «главный герой» стараясь достигнуть новых высот ищет авторитеты (людей, организации), на которые мог бы равняться. Я переживается как маленькое и незначительное, а Они есть олицетворение всего хорошего, ценного и значимого. Присоединяясь к этому значительному и большому, Я тоже «становится лучше», человек обретает ощущение смысла. Но забираясь на определённую высоту, эго не получает удовлетворения. Будучи достигнутой, земля обетованная превращается в испепеленные бесплодные земли. Как только организация или человек начинают признавать ценность «главного героя», они теряют свою значимость в его глазах, становятся обычными, имеющими свои недостатки и ограничения, которые невыносимо больно замечать. И тогда можно либо пережить всю силу разочарования миром, либо продолжить прежний путь — должны быть найдены новые авторитеты и новые недостижимые высоты.
Зависть сама по себе «безопасна». Но она может запускать бесконечный процесс внутренней самокритики. «Я виноват в том, что не справляюсь». Тогда ощущение зависти становится слитым с ощущением собственной никчемности, которую ощущаешь каждый раз в присутствии других людей, обладающих определенными талантами, способностями и достижениями. Самое простое, но самое неконструктивное решение — избегать болезненной встречи, закрыться в своем углу, не общаться с теми, у кого многое получается.
Одна моя подруга поделилась наблюдением, что ее начальники становились очень недовольными, когда она «перерастала их» — хуже относились, избегали общения. «Снизу» их переживания и поведение казались ей более или менее уместными. Но когда она сама стала начальницей для своих подчиненных, то обнаружила, что когда кто-то из «учеников» — перерастал ее — это становилось радостным событием. С одной стороны, это позволяло почувствовать собственный профессионализм, а с другой — означало появление друга, возможности которого отличаются от ее собственных и тем самым очень ценны для возможной будущей кооперации!
Приведенный пример, на мой взгляд, является иллюстрацией трансформации того, что могло бы быть завистью и чувством неполноценности, в конструктивную силу — желание быть ценной для своих учеников и желание создавать что-то новое при их помощи и поддержке.
Возможности личности
Внутренняя психологическая работа может быть увидена как процесс трансформации разрушительных сил внутри человека в конструктивные или нейтральные по отношению к нему самому. Если внутренние силы разрушительны, возможности самореализации будут ограничены, а пропасть между «успешными» и «никчемным Я» увеличиваться. Я не хочу создать иллюзию того, что эти мощнейшие внутренние силы можно полностью контролировать по своему усмотрению прочтением статьи, книги, обращением к психологу или другим полезным мероприятием. Но человек и не беспомощен. Собирая по крупицам ценный материал в виде опыта, новых идей, навыков, впечатлений, можно осуществить ни одну целительную трансформацию в своем внутреннем мире.
Читать также:
«Основы конструктивной самокритики»
Внутренний критик — это, если пользоваться юнгианской терминологией, субличность, которая есть внутри каждого человека. Ее основная задача — осуществление самокритики. Критика, как известно, может быть конструктивной или разрушительной (с точки зрения эмоционального воздействия) и неконструктивной в отношении результата.